Найти тему
ИстПросвет

Славяне на Волге или история "ас-сакалиба". Часть 2

Славянская красавица. Фото взято с сайта Яндекс картинки
Славянская красавица. Фото взято с сайта Яндекс картинки

Здравствуйте! Продолжаем историю приключений древних славян на Волге (начало здесь).

В первой части статьи были рассмотрены четыре важных доказательства, указывающих на пребывание древних славян (ас-сакалиба) на Волге в VIII-X вв.

Сомнения насчет тождества славян с “ас-сакалиба“ арабских источников, как уже было сказано, можно полностью отбросить. “Ас-сакалиба” - это не финно-угры или другие неславянские народы Поволжья, отличавшиеся, как и славяне, белизной кожи, русым цветом волос и голубыми глазами.

Повторюсь, на сегодняшний день собраны и проанализированы все без исключения арабские источники, упоминающие “ас-сакалиба” на территории от Кордовского халифата на западе и стран Магриба на юге до Афганистана на востоке. Строгий научный анализ показывает, что под “ас-сакалиба” в них понимаются славяне, начиная от хорватов на западе, ободритов на севере и вятичей на востоке. (Желающих самостоятельно разобраться в вопросе отсылаю к блестящей книге Мишина Д.Е. “Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннем средневековье“. - М., 2002.).

Итак, текстуальный анализ и сравнение источников доказывают факт раннего присутствия славян на Волге.

Одним из первых эту гипотезу в 1870 г. выдвинул крупнейший востоковед и гебраист (знаток древнееврейского языка) А.Я. Гаркави. По его мнению, “к Булгарам весьма рано вторгся славянский элемент, который сделался уже в Х веке господствующим; но впоследствии мало по малу поглощался туземным населением” (Гаркави А.Я., С. 105). Об ассимиляции славян туземцами можно судить по тому, что арабские писатели после Ибн-Фадлана уже не называли булгар славянами (Гаркави А.Я., С. 105).

Гаркави Абрам Яковлевич (1835-1919) - русский востоковед и семитолог. Фото взято с сайта Яндекс картинки
Гаркави Абрам Яковлевич (1835-1919) - русский востоковед и семитолог. Фото взято с сайта Яндекс картинки

У многих выводы А.Я. Гаркави вызвали возражения. Но начавшаяся дискуссия постепенно зашла в тупик. Умозрительные рассуждения требовалось подкрепить чем-то более весомым. И лишь в 1950-е гг. в вопросе о сакалиба на Волге сдвинулся с мертвой точки. Случилось это благодаря вмешательству царицы полей археологии. Начатые на Средней Волге раскопки, предоставили ученым неоценимую "пищу" для размышлений и выводов.

Анализ многочисленных находок позволил археологам подтвердили факт раннего присутствия славян в регионе. Первая группа славянских переселенцев, как считают специалисты, появилась в Среднем Поволжье во II в. н.э. Колонисты двигались на восток с территорий Волыни и Верхнего Днестра. На Волге они образовали так называемую славкинскую археологическую культуру. Она оказалась во многом идентичной пшеворской культуре Волыни и Приднестровья, для которой точно установлена ее славянская принадлежность.

В.В. Седов выдвинул версию, что причиной переселения “пшеворского населения на Волгу” было вторжение готов на Волынь в конце II века (Седов В.В. Славяне. С. 245-246). Убегая от угрозы рабства или полного истребления, славяне переплыли Днепр, Северский Донец, Дон и сели на левом берегу Волги.

В IV-VII вв. на основе славкинской культуры в Среднем Поволжье складывается именьковская археологическая культура, которую археологи обнаружили относительно недавно и сразу же связали со славянским субстратом. В настоящее время выявлено более 600 городищ, селищ и могильников именьковских славян (Седов В.В. Очерки., С. 49-65; Седов В.В. Славяне., С. 245-255), что говорит об их многочисленности и вероятном влиянии на приволжские дела.

Археолог Седов Валентин Васильевич (1924-2004). Фото взято с сайта Яндекс картинки
Археолог Седов Валентин Васильевич (1924-2004). Фото взято с сайта Яндекс картинки

“Именьковцы” занимались типичными для славян видам деятельности. Они выращивали просо, полбу, пшеницу, ячмень, овес, горох и, что особенно важно – рожь. Эту культуру можно считать надежным маркером, определяющим присутствие славян. Хорошо известно, что по Восточной и Центральной Европе ржаной хлеб распространялся в ходе славянской миграции (Жих М.И., С. 21-22). На Волгу рожь тоже прибыла на телеге славянского землепашца. Традиционно славяне разводили скот и лошадей. Они неплохо обрабатывали железо, так что фамилия “Кузнецов” вполне могла быть популярна в их среде. “Именьковцы” жили в открытых и укрепленных поселках в квадратных полуземлянках с наземными срубами и каркасно-столбовых постройках (Жих М.И., С. 21).

Все было бы хорошо, но именьковская культура не дожила до X-XI вв., т.е. до времен Ибн-Фадлана и других свидетелей славянского присутствия на Волге. Уже в VII в. она прекратила свое существование. Куда исчезли “именьковцы” - для современной науки пока большая проблема.

Преобладающим является мнение, что славяне этой группы совершили обратную миграцию и ушли к левобережью Нижнего Днепра, где создали костяк волынцевской культуры, “славянская принадлежность которой” бесспорна (Жих М.И., С. 22-23).

Однако не все археологи солидарны с этой трактовкой. Есть среди них и те, кто убежден: часть “именьковцев” осталась на Волге, была ассимилирована булгарами и вошла в состав булгарского царства (Жих М.И., С. 23). Именно этим можно убедительно объяснить, почему у булгар-кочевников неожиданно проснулась страсть к земледелию и ремеслу, в котором славяне довольно преуспели. Возможно, что именно под славянским влиянием булгары, в итоге, окончательно сели на землю (Седов В.В. К этногенезу., С. 5-15; Седов В.В. Славяне. С. 255; Галкина Е.С. Номады. С. 341).

Как подметил историк М.И. Жих, “в Волжской Булгарии могла иметь место примерно та же ситуация славяно-тюркского синтеза, что и в Дунайской, только с большей ролью тюрок и меньшей – славян” (Жих М.И., С. 23). Иными словами, если в Болгарии южные славяне ассимилировали пришедших к ним тюрок, то на Средней Волге все произошло ровно наоборот, и победителем в этнической спайке стали тюрки. Однако потомки именьковской культуры оказали такое влияние на волжских булгар, что долгое время в смешанном тюрко-славянском народе этноним “славяне” использовался как второе имя булгар. Его-то и услышал Ибн-Фадлан при дворе хана Алмуша в X в. от Рождества Христова.

Такова была, вкратце, история “именьковских” славян и их возможного участия в формировании булгарского народа, его экономики, а, может быть, и самой государственности.

Напоследок приведу любопытный рассказ Гардизи - арабского автора XI в. В сочинении “Зайн ал-Ахбар“ он приводит уникальное предание, по всей видимости, связанное с именьковскими славянами.

Однажды один из вождей славян (“ас-сакалиба”) “совершил убийство румийца” и вынужден был укрыться от возмездия. Вместе с преданными ему людьми “он пришел к хазарам“ и получил приют у их кагана. Через некоторое время каган умер, а его преемник “был сильно настроен против” славянского присутствия на Волге, и Саклаб (так называет своего героя Гардизи - С.М.) ушел в становище к знатному хазарину Басджирту, затерянному где-то “между хазарами и кимаками”. Разгневанный “хан хазар“ приказал Басджирту “выгнать Саклаба“. Славянам пришлось перебраться «“в область тогуз-огузов“, с которыми у них “них были узы родства“.

Саклаб мог быть похож на этого героя. Изображение взято с сайта Яндекс картинки
Саклаб мог быть похож на этого героя. Изображение взято с сайта Яндекс картинки

В этот момент боги вспомнили о Саклабе и начали ему помогать. Когда он прибыл к тогуз-огузам, их хан поссорился со своим народом и “стал отдаляться от его собственного племени”. В ходе небольшой гражданской войны многие тогуз-огузы были убиты, другие “рассеялись и стали по одному или по двое приходить к Саклабу. Всех, кто пришел, он принял и обходился с ними хорошо, пока они не стали многочисленны”.

Вместе с пришлыми огузами Саклаб присоединился к Басджирту, у которого под началом имелось двести конных воинов, и стал, таким образом, “могущественным” человеком. “Тогда он совершил набег на гузов, убил многих из них и многих захватил в плен”. Саклаб захватил “великое богатство, как в смысле награбленного добра, так и посредством пленных, которых всех продал (за выкуп)”.

Племя, объединившееся вокруг него, Саклаб назвал “кыргызами” (!). “Вскоре вести о его богатстве достигли ас-сакалиба, и многие пришли к нему от ас-сакалиба вместе со своими семьями и имуществом. Они смешались с теми, кто был там раньше, и образовали родственные связи, пока не стали одним народом. Это причина, по которой свойства и характерные черты ас-сакалиба можно обнаружить среди кыргызов: красноватые волосы и белизну кожи” (Галкина Е.С. Данники., С. 381; Галкина Е.С. Номады., С. 341-342).

Читать начало

Читать все выпуски канала ИстПросвет

Литература

Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русах.

Жих М.И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) / М.И. Жих. – СПб., Казань: «Вестфалика», 2011. – 90 с.

Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002.

Седов В.В. Очерки по археологии славян. М., 1994.

Седов В.В. К этногенезу волжских болгар // Российская археология. 2001. № 2.

Галкина Е.С. Номады Восточной Европы: этносы, социум, власть (I тыс. н.э.). М., 2006.

Галкина Е.С. Данники Хазарского каганата в письме царя Иосифа // Сборник Русского исторического общества. Том 10 (158). Россия и Крым. М., 2006.

Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннем средневековье. М., 2002.

Жих М. Арабская традиция об ас-сакалиба в Среднем Поволжье и именьковская культура // Страны и народы Востока / Ин-т восточных рукописей РАН ; Вост. комиссия РГО. М. : Вост. лит. - 1959. Вып. XXXIV : Центральная Азия и Дальний Восток / под ред. И.Ф. Поповой, Т.Д. Скрынниковой. - 2013. - 374 с. С. 165-186.