Совершенно очевидно, что Конституция России стала сегодня документом раскола общества, и с каждым днем этот раскол усиливается, приобретает опасное для этого общества состояние: с одной стороны власть, причем все ее ветви, с другой стороны – народ, тот «средний класс», который получает полтора МРОТ в месяц.
Почему это произошло? Ведь не потому, что мы (и власть, и остальной люд) все свои действия связываем с буквой или хотя бы с духом Конституции. Уверен, что текст нашей Конституции редко увидишь в семейных библиотеках, и находимся мы с Конституцией в параллельных мирах, без взаимной любви и без взаимных претензий.
И вдруг народ стал публично и отнюдь не эзоповым языком высказываться против инициативы Президента по поправкам к Конституции. Значит что-то есть в этих поправках. Поправок много, даже слишком много, чтобы говорить о них как о поправках. Если их «правильно срастить» с действующей редакцией, то получится совершенно новая Конституция.
Естественно, мнения людей разные – и это нормально, пока и если различия во мнениях не ведут к расколу общества. Что по мне, так я вообще не вижу никакого смысла во всех поправках (кроме одной). Социальные поправки лишь повторяют то, что уже закреплено в законодательстве, тем более что ни закрепление размера МРОТ, ни ежегодную индексацию пенсии нельзя, к сожалению, отнести к победе над нищетой. Поправки, связанные с перераспределением полномочий между/внутри ветвей власти, в условиях нашей практически однопартийной системы – это даже не буря в стакане, а полный штиль.
Поправки, предусматривающие ограничение с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство для «критически важных для обеспечением безопасности страны лиц», не сработают на заявленные цели, поскольку нет запрета этим лицам на владение недвижимого имущества в иностранных государствах. Навальный может не волноваться – его тема не пострадает от таких поправок в Конституции.
Что остается? Да, декларации о преемственности к прошлому, об уважении людей труда, о памяти предков, о защите суверенитета и территориальной целостности… Кстати, или совсем даже некстати, но меня очень смущает и тревожит включение этой поправки в главу 3 Конституции (федеративное устройство). Одно дело, если это особенности поправочного процесса (вносить поправки в главу 1 Конституции возможно только через созыв Конституционного Собрания, референдум), совсем другое, если угроза суверенитету и территориальной целостности России действительно видится внутри нашей страны??? Тогда это выглядит как намек, причем конституционный, на пятую колонну.
Есть и другие аргументы в ненужности, а иногда и вредности отдельных внесенных поправок. Безусловно, я могу ошибаться в своей оценке поправок и имею на это полное право, но что-то все-таки делается не так, и это не так видят многие. «Обнуление» президентских сроков, безусловно, стоит особняком, оно не добавляет доверия и к поправкам, и к Президенту, хотя он его и не вносил. Но не покидает ощущение чего-то искусственного, наигранного во всем этом процессе. И кто играет – власть с народом, причем играет не по правилам.
Других причин для недовольства в нашем послушном и политически аморфном обществе я не вижу.