Найти тему
HAPPY KELPIE

Карнавальный моррис

«GIRLS’ CARNIVAL MORRIS DANCING: A CONTEMPORARY FOLK DANCE?». Статья доктора Люси Райт для портала #FolkloreThursday, 2016 год.

Перевод Милады Леоновой специально для Happy Kelpie.

Современные источники, посвященные моррису, часто обходят стороной девичий карнавальный моррис — командный, глубоко соревновательный вид танцев, получивший распространение на северо-западе Англии и в Северном Уэльсе. Однако имеются убедительные доказательства, что история этого стиля богата и сопоставима с историей ключевых направлений в английской народной музыке и танцах. Еще важнее, что карнавальный моррис — это по-настоящему живая, яркая традиция, которую обошли стороной невзгоды увядания и последующего возрождения силами энтузиастов, в той или иной мере затронувшие большинство направлений показательного народного искусства. Художница и специалистка по этномузыкологии Люси Райт делится результатами своих полевых исследований в сообществе танцовщиц девичьего морриса…
     Команда Orcadia Morris Dancers на итоговом чемпионате в 2013 году. Фото Люси Райт.
Команда Orcadia Morris Dancers на итоговом чемпионате в 2013 году. Фото Люси Райт.

Впервые я натолкнулась на девичий моррис, штудируя фотоархивы по моррису: зернистое черно-белое видео на кодахромовской пленке выплыло на свет, пока я бороздила просторы старых альбомов и журналов, погружаясь в прошлое. Некоторые кадры запечатлевали процесс: команды девчушек в яркой униформе, с помпонами из гофрированной бумаги в руках, высоко поднимая колени, вышагивают в ногу на городских парадах или вытанцовывают на шумных, переполненных публикой фестивальных площадках. Другие снимки были более формальны: группа сгрудилась вокруг своих наград или щита, расписанного вручную, девочки в курточках, потяжелевших от медалей, улыбаются на камеру.

Вскоре я начала посещать еженедельные чемпионаты, которые проводились в загородных спортзалах и пригородных клубах, и меня захватила с головой энергия и зрелищность этой девичьей традиции, которая живет и процветает почти незамеченной на самой периферии английского фолк-движения, под крылом которого прошла моя юность. Время шло, я начала проводить собственные фото и видеосъемки, посещать тренировки местных команд и даже время от времени пробую в новых танцах собственные силы. Более 18 месяцев я посвятила изучению девичьего морриса — и за это время едва только прикоснулась к нему.

     Команда Greenfield Morris Dancers, ок. 1920 г. Фото из архивов «Братства морриса».
Команда Greenfield Morris Dancers, ок. 1920 г. Фото из архивов «Братства морриса».

Девичий моррис (так же его называют «пушистый» (fluffy) или «карнавальный» (carnival), но в посвященных ему сообществах он больше известен как «групповой» (troupe) или просто «моррис») — это глубоко соревновательные командные танцы с северо-запада Англии и некоторых уголков Северного Уэльса. Карнавальный моррис отличают богато украшенные костюмы, использование в танце помпонов («шейкеров»), синхронная работа ног («па-де-баски»). Молодые девушки и девочки исполняют динамичные постановочные танцы под записи популярных песен. Исполнительниц объединяют в «параллели» (lines) в зависимости от возраста и способностей, и в этом составе они путешествуют по региону, принимая участие в еженедельных местных и региональных состязаниях. Команда оттачивает один танец на протяжении целого года — подбирает музыку, шьет униформу, собирает группу поддержки из поклонников и тренеров. Под конец сезона в результате соревнований в каждой организации выбирают команду года. А со следующей же затем недели репетиции и подготовка начинаются с нуля.

     Команда Platt Bridge Morris Dancers, 2017 год. Фото Люси Райт.
Команда Platt Bridge Morris Dancers, 2017 год. Фото Люси Райт.

На первый взгляд девичий моррис имеет мало общего с более «традиционными» стилями морриса, обязанными своим возвращением из небытия английскому фолк-возрождению. Люди, которые видят девичий моррис впервые, усматривают в нем сходство со спортивными ирландскими танцами, либо путают его с американским чирлидингом (хотя девичий моррис по меньшей мере на несколько десятилетий старше). Но несмотря на кажущееся сходство, даже поверхностного погружения в историю и специфику девичьего морриса достаточно, чтобы убедиться, что в основе его лежат принципы, единые для всех разновидностей процессионного северо-западного морриса, который берет начало в городских карнавальных традициях, популярных в середине XIX — начале XX века. На протяжении веков моррис-команды — как мужские, так и женские — были неотъемлемой частью пышных праздничных шествий. Часто танцевальные традиции передавались по женской линии в роду из поколения в поколение — у многих из сегодняшних танцовщиц есть бабушки и даже прабабушки, которые когда-то сами исполняли девичий моррис. В других семьях девочки приходят в сообщество с нуля.

В прошлом многие школы народного танца с пренебрежением относились к девичьему моррису. Моррис с давних пор считался исключительно мужской прерогативой, и участие женщин в танцах — если оно вообще допускалось — рассматривалось как подражание либо довесок к мужским танцам. Свою роль сыграл и тот факт, что традиции горожан всегда меньше интересовали исследователей и изучались менее тщательно, нежели обычаи сельских жителей, поскольку считалось, что фольклор аутентичнее там, где слабее влияние индустриализации. Но несмотря на все вышеперечисленное, девичий моррис продолжал и продолжает прогрессивно развиваться. В 1930 году Мод Карпелес писала:

«Вместо того, чтобы придерживаться традиционной манеры исполнения, команды девичьего морриса стремятся экспериментировать и неустанно привносят в танцы новые элементы, которые помогают им завоевывать расположение судей и публики».

Даниэль Хоуисон и Бернард Бентли полагают, что стиль уже «почти утратил связь с корнями». Однако Майк Хини утверждает, что девичий моррис вполне отвечает «устоявшимся представлениям о народных танцах», а Рой Домметт называет эту разновидность морриса «наследницей богатейшей из английских танцевальных традиций».

     Команда Tudor Rosettes Morris Dancers, 2013 г. Источник: Manchester Evening News.
Команда Tudor Rosettes Morris Dancers, 2013 г. Источник: Manchester Evening News.

В наши дни девичий моррис существует в стороне от прочих стилей морриса эпохи фолк-возрождения — если не считать совместных выступлений с женской моррис-командой Waters Green Morris (стиль котсуолд) из Маклсфилда, графство Чешир, настоящего оплота девичьего морриса — я и не подозревала, что этот яркий стиль незаметно процветает прямо у моего порога! Девичий моррис — редкий гость на фолк-фестивалях и прочих тематических событиях. Вместе с тем — а может быть, и из-за этого — очень немногие из известных мне танцовщиц девичьего морриса придерживаются правил и канонов, принятых в английском моррис-сообществе, а активность и популярность стиля продолжает расти вразрез с традиционными этапами увядания и возрождения, обычно свойственными фолк-движению.

     Waters Green Morris, женская котсуолд-команда из Маклсфилда. Фото Дональда Джаджа, 2017 г.
Waters Green Morris, женская котсуолд-команда из Маклсфилда. Фото Дональда Джаджа, 2017 г.

Как же, в таком случае, надлежит переосмыслить сущность девичьего морриса в контексте английской народной танцевальной культуры? Лично для меня девичий моррис представляет собой чистое пространство для саморазвития и творчества. Он не имеет институционной основы, не пользуется внешней поддержкой или сторонним финансированием, однако его активисты отмечают царящий в сообществе крайне высокий командный дух, единство и чувство локтя и в то же время возможность ощутить себя частью большего - того, что в широком смысле называют «карнавальным миром». Девичий моррис непрерывно меняется и подстраивается под нужды своих подвижников. И это самое главное для современных народных выступлений. Не самобытность, не стиль, не характерный набор песен, танцев или иной артефакт простонародного прошлого — современный фолк является народным в самом широком смысле — доступным для всех, изменчивым, динамичным, способным ярко и живо ухватить и отразить остроту здесь и сейчас, текущего момента времени и места.

Богатое прошлое и яркое настоящее девичьего морриса заслуживают более пристального внимания и тщательного документирования, благодаря которому, очевидно, удастся точнее определить роль и место народного танца в современной Англии. Как отмечает географ Тим Эденсор, «как и прежде, карнавал — это место, где разрешаются затаенные социальные противоречия». Возможно, девичий моррис мог бы стать полем для переосмысления границ морриса, вдохнуть новую жизнь и смысл в ряд современных культурных явлений — в том числе, и тех, что до сих пор или на первый взгляд не имеют отношения к фолку и народной культуре.