«GIRLS’ CARNIVAL MORRIS DANCING: A CONTEMPORARY FOLK DANCE?». Статья доктора Люси Райт для портала #FolkloreThursday, 2016 год.
Перевод Милады Леоновой специально для Happy Kelpie.
Современные источники, посвященные моррису, часто обходят стороной девичий карнавальный моррис — командный, глубоко соревновательный вид танцев, получивший распространение на северо-западе Англии и в Северном Уэльсе. Однако имеются убедительные доказательства, что история этого стиля богата и сопоставима с историей ключевых направлений в английской народной музыке и танцах. Еще важнее, что карнавальный моррис — это по-настоящему живая, яркая традиция, которую обошли стороной невзгоды увядания и последующего возрождения силами энтузиастов, в той или иной мере затронувшие большинство направлений показательного народного искусства. Художница и специалистка по этномузыкологии Люси Райт делится результатами своих полевых исследований в сообществе танцовщиц девичьего морриса…
Впервые я натолкнулась на девичий моррис, штудируя фотоархивы по моррису: зернистое черно-белое видео на кодахромовской пленке выплыло на свет, пока я бороздила просторы старых альбомов и журналов, погружаясь в прошлое. Некоторые кадры запечатлевали процесс: команды девчушек в яркой униформе, с помпонами из гофрированной бумаги в руках, высоко поднимая колени, вышагивают в ногу на городских парадах или вытанцовывают на шумных, переполненных публикой фестивальных площадках. Другие снимки были более формальны: группа сгрудилась вокруг своих наград или щита, расписанного вручную, девочки в курточках, потяжелевших от медалей, улыбаются на камеру.
Вскоре я начала посещать еженедельные чемпионаты, которые проводились в загородных спортзалах и пригородных клубах, и меня захватила с головой энергия и зрелищность этой девичьей традиции, которая живет и процветает почти незамеченной на самой периферии английского фолк-движения, под крылом которого прошла моя юность. Время шло, я начала проводить собственные фото и видеосъемки, посещать тренировки местных команд и даже время от времени пробую в новых танцах собственные силы. Более 18 месяцев я посвятила изучению девичьего морриса — и за это время едва только прикоснулась к нему.
Девичий моррис (так же его называют «пушистый» (fluffy) или «карнавальный» (carnival), но в посвященных ему сообществах он больше известен как «групповой» (troupe) или просто «моррис») — это глубоко соревновательные командные танцы с северо-запада Англии и некоторых уголков Северного Уэльса. Карнавальный моррис отличают богато украшенные костюмы, использование в танце помпонов («шейкеров»), синхронная работа ног («па-де-баски»). Молодые девушки и девочки исполняют динамичные постановочные танцы под записи популярных песен. Исполнительниц объединяют в «параллели» (lines) в зависимости от возраста и способностей, и в этом составе они путешествуют по региону, принимая участие в еженедельных местных и региональных состязаниях. Команда оттачивает один танец на протяжении целого года — подбирает музыку, шьет униформу, собирает группу поддержки из поклонников и тренеров. Под конец сезона в результате соревнований в каждой организации выбирают команду года. А со следующей же затем недели репетиции и подготовка начинаются с нуля.
На первый взгляд девичий моррис имеет мало общего с более «традиционными» стилями морриса, обязанными своим возвращением из небытия английскому фолк-возрождению. Люди, которые видят девичий моррис впервые, усматривают в нем сходство со спортивными ирландскими танцами, либо путают его с американским чирлидингом (хотя девичий моррис по меньшей мере на несколько десятилетий старше). Но несмотря на кажущееся сходство, даже поверхностного погружения в историю и специфику девичьего морриса достаточно, чтобы убедиться, что в основе его лежат принципы, единые для всех разновидностей процессионного северо-западного морриса, который берет начало в городских карнавальных традициях, популярных в середине XIX — начале XX века. На протяжении веков моррис-команды — как мужские, так и женские — были неотъемлемой частью пышных праздничных шествий. Часто танцевальные традиции передавались по женской линии в роду из поколения в поколение — у многих из сегодняшних танцовщиц есть бабушки и даже прабабушки, которые когда-то сами исполняли девичий моррис. В других семьях девочки приходят в сообщество с нуля.
В прошлом многие школы народного танца с пренебрежением относились к девичьему моррису. Моррис с давних пор считался исключительно мужской прерогативой, и участие женщин в танцах — если оно вообще допускалось — рассматривалось как подражание либо довесок к мужским танцам. Свою роль сыграл и тот факт, что традиции горожан всегда меньше интересовали исследователей и изучались менее тщательно, нежели обычаи сельских жителей, поскольку считалось, что фольклор аутентичнее там, где слабее влияние индустриализации. Но несмотря на все вышеперечисленное, девичий моррис продолжал и продолжает прогрессивно развиваться. В 1930 году Мод Карпелес писала:
«Вместо того, чтобы придерживаться традиционной манеры исполнения, команды девичьего морриса стремятся экспериментировать и неустанно привносят в танцы новые элементы, которые помогают им завоевывать расположение судей и публики».
Даниэль Хоуисон и Бернард Бентли полагают, что стиль уже «почти утратил связь с корнями». Однако Майк Хини утверждает, что девичий моррис вполне отвечает «устоявшимся представлениям о народных танцах», а Рой Домметт называет эту разновидность морриса «наследницей богатейшей из английских танцевальных традиций».
В наши дни девичий моррис существует в стороне от прочих стилей морриса эпохи фолк-возрождения — если не считать совместных выступлений с женской моррис-командой Waters Green Morris (стиль котсуолд) из Маклсфилда, графство Чешир, настоящего оплота девичьего морриса — я и не подозревала, что этот яркий стиль незаметно процветает прямо у моего порога! Девичий моррис — редкий гость на фолк-фестивалях и прочих тематических событиях. Вместе с тем — а может быть, и из-за этого — очень немногие из известных мне танцовщиц девичьего морриса придерживаются правил и канонов, принятых в английском моррис-сообществе, а активность и популярность стиля продолжает расти вразрез с традиционными этапами увядания и возрождения, обычно свойственными фолк-движению.
Как же, в таком случае, надлежит переосмыслить сущность девичьего морриса в контексте английской народной танцевальной культуры? Лично для меня девичий моррис представляет собой чистое пространство для саморазвития и творчества. Он не имеет институционной основы, не пользуется внешней поддержкой или сторонним финансированием, однако его активисты отмечают царящий в сообществе крайне высокий командный дух, единство и чувство локтя и в то же время возможность ощутить себя частью большего - того, что в широком смысле называют «карнавальным миром». Девичий моррис непрерывно меняется и подстраивается под нужды своих подвижников. И это самое главное для современных народных выступлений. Не самобытность, не стиль, не характерный набор песен, танцев или иной артефакт простонародного прошлого — современный фолк является народным в самом широком смысле — доступным для всех, изменчивым, динамичным, способным ярко и живо ухватить и отразить остроту здесь и сейчас, текущего момента времени и места.
Богатое прошлое и яркое настоящее девичьего морриса заслуживают более пристального внимания и тщательного документирования, благодаря которому, очевидно, удастся точнее определить роль и место народного танца в современной Англии. Как отмечает географ Тим Эденсор, «как и прежде, карнавал — это место, где разрешаются затаенные социальные противоречия». Возможно, девичий моррис мог бы стать полем для переосмысления границ морриса, вдохнуть новую жизнь и смысл в ряд современных культурных явлений — в том числе, и тех, что до сих пор или на первый взгляд не имеют отношения к фолку и народной культуре.