За использованные в статье материалы благодарим директора Музея «КАМАЗа» Александра Чухонцева.
30 лет назад на «КАМАЗе» собрали тысячную ОКУ
Чуть больше чем через два года после начала производства народной микролитражки (а первая «Окушка» была выпущена 21 декабря 1987 года) на «КАМАЗе» с конвейера сошёл тысячный автомобиль ОКА — в марте 1990 года.
В этом месяце исполнилось тридцать лет с того события, и сегодня мы, приурочив данный пост к юбилею, публикуем небольшую подборку исторических фотографий, связанных с производством автомобилей ОКА.
Организовано Производство легковых автомобилей (ПЛА) на «КАМАЗе» было в июне 1987 года. По всей стране неслась Перестройка, СССР судорожно пытался поменять плановую экономику на рыночную, заводы начали открывать производства того, что требовалось простым гражданам, а не только предприятиям. А рядовому советскому человеку был нужен личный автомобиль: неприхотливый, недорогой и экономичный.
Под производственные площади ПЛА определили сдаточный корпус Автомобильного завода, где и началось производство микролитражек. Так выглядел сборочный конвейер, с которого сходили автомобили ОКА.
Позднее, в 1991 году ПЛА преобразовали в ЗМА — ООО «Завод микролитражных автомобилей», официальная «дочка» Камского автогиганта.
Вот ещё две фотографии рекламного характера, с помощью которых продвигали эти машины на рынке.
На самом деле, особой рекламы этому автомобилю не требовались — спрос на него и так был достаточно высок и стабильно рос. В то время конкурентов ОКЕ по показателям экономичности и стоимости практически не было.
Не удивительно, что вскоре настал момент, когда «Окушки» (или «Окурики» — так тоже называли этих малюток) буквально наводнили улицы. В городской толчее миниатюрные габариты были как нельзя кстати, а невысокая стоимость позволяла приобретать машины и пенсионерам, и студентам, и другим гражданам с небольшим достатком.
Интересен и такой факт: был период, когда машины ОКА стали самым ходовым призом в различных конкурсах и розыгрышах. Неоднократно ОКУ вручал Леонид Якубович на своём капитал-шоу «Поле Чудес», разыгрывали в «Спорт-лото» и других лотереях.
На фотографии выше Олег Белоненко вручает приз — автомобиль ОКА. К сожалению, не удалось установить, на каком именно мероприятии было сделано это фото.
Но точно известно, с какого мероприятия снимки ниже.
Из известных личностей, которые получали в подарок эту машину, можно назвать знаменитую гимнастку Алину Кабаеву, которая получила ОКУ в 2000 году, в тотр год ООО «ЗМА» спонсировало Международные соревнования по художественной гимнастике.