Формирование личности, творческой индивидуальности Бетховена протекало под сенью знамен Великой французской буржуазной революции, событие во многом определившее идейно-эстетический мир художника. С целью краткого экскурса, стоит сказать, что предпосылками Великой французской революции было, прежде всего, осознанием народа нежизнеспособности феодальной модели общественного уклада, из-за которой остановилось экономическое развитие и процветание государства, в виду неоднородности феодалов и демократического пласта, буржуазный пласт общества вытеснил феодальный, упразднив все его оплоты. Днем начала революции считается день взятия тюрьмы Бастилия 26 июля 1789 года. Революционное сознание композитора сложилось в юношеские годы. Родившись на юге Австрии, в Бонне, городе, стоящим на границе между Австрией и Францией, Бетховен краем уха ловил доносившиеся с той стороны звуки пушечных канонад – то была грозная поступь революции, которая непременно каждый день напоминала о себе, грозив ворваться в тихий мирный Бонн. Город принадлежал курфюрсту Максимилиану Францу, тот, наследуя своего старшего брата императора священной Римской империи Иосифа II, проводит политику просвещённого абсолютизма. Оба были поборниками просвещения, которое идейно вдохновило революцию в массах. Оба брата ввели секуляризацией – они попросту отбирали у церкви её монастырские владения и на их месте открывали учебные заведения – очаги просвещения. Таким образом, в Бонне Максимилиан Франц основывает университет, где слушателем философского факультета становится Бетховен. Он регулярно посещает лекции Евлогия Шнейдера. Этот монах-францисканец, начитавшись книг французских просветителей, был настолько проникнут их идеями, что навсегда порвал с духовенством, этим оплотом феодализма. Шнейдер был зажигательным, импульсивным оратором, его пламенная риторика заражала университетскую молодёжь революционными порывами, призывала к действию. Уже в пору студенчества Бетховен стремится выразить в звуках великие идеи революции, пишет «Песнь о свободном человеке» для солиста и хора. Тема революции пройдет красной нитью сквозь все огромное творческое наследие композитора, её отголоски зазвучат во всех его 9-ти симфониях. Бетховен напишет единственную свою оперу «Фиделио», что означает «верный», преданный», в основе её лежит идея о верности гражданским идеалам, о конечном торжестве справедливости. Главная героиня оперы − молодая женщина Леонора − один из любимейших образов Бетховена. Сильная, волевая личность, с несгибаемым нравственным стержнем – она идеализированный и обобщенный образ личности, в которой там нуждалась переломная эпоха.