История создания машины ГЗА-12 ЗИМ.
В 1948 от правительства главному конструктору завода им. Молотова пришло официальное распоряжение на создание более современного легкового 6-ти местного автомобиля. Пожелания были таковы, чтобы новая модель имела что-то среднее между «Победой» и ЗиСом-110 в плане экономичности, динамики и комфортабельности. На эту ответственную работу дали небольшой строк – 2 года и 5 месяцев. Действовать нужно было быстро, и чтобы все успеть у Андрея Липгарта было всего 2 варианта – использовать имеющиеся на заводе агрегаты и модернизировать элементы кузова других моделей ГАЗа либо взять за готовый прототип импортный автомобиль. Советские специалисты пошли первым путем, в результате чего получилась интересная конструкция, которая могла гарантировать хорошие показатели во время езды. Во-первых, впервые в представительском классе автомобиля был использован несущий кузов. Во-вторых – кузов обзавелся отделяемой рамой. В-третьих – все силовые элементы на конечных точках кузова крепились болтами или были припаяны сваркой. Хотя и по сей день многие критики утверждают, что ГАЗ-М-12 создавался на основе знаменитого в 40-х годах седана Buick Super. Так это было или нет – мы утверждать не будем, но то, что сходств действительно много – это факт.
Чтобы сделать кузов более длинным, была использована рама от ГАЗ-М-20, которую разрезали на 2 части и сделали вставку в центральную ее часть , длиной 50 см. За счет того, что в новом автомобиле должен был быть использован современный 6-цилиндровый двигатель Dodge D5, его общая масса должна быть уменьшена. Это, пожалуй, был один из самых трудоемких процессов, так как ГАЗ-М-12 проектировался на 6 – 7 пассажирских мест. Поэтому, конструкторы решили пойти не только на удлинение кузова, но и расширение ниши задних колес, которая уже составляла 156 см. Так на диване могло свободно помещаться до трех пассажиров. Хоть это и спровоцировало расширение «хвоста» автомобиля, зато стало предлогом для создания весьма интересных, сильно выступающих задних крыльев. Теперь кузов мог вмещать три ряда сидений, а при желании среднее можно было сложить. Кроме этого, машина стала и заметно выше других легковых авто того времени, что сделало посадку более комфортной и свободной, да и в салоне стало намного приятней находится. Конструкторы решили отказаться от сервопривода руля, зато они увеличили само рулевое колесо и передаточное число до 18.2, что в результате дало необычайную легкость в управлении. Кстати, при своих немалых габаритах, радиус поворота у ГАЗ-М-12 составлял 6.85 м.
Плодотворно работая над своим детищем, конструкторам удалось победить и такие проблемы, как герметичность кузова, экономичность расхода топлива (не смотря на то, что сам двигатель стал мощнее) и возможность преодолевать брод.
С самого начала и по 1947 год автомобиль назывался в честь министра Молотова ЗИМ-12. В ноябре 49-го первый образец был продемонстрирован на праздничном мероприятии в Горьком, а уже спустя 3 месяца был отослан на презентацию «вождям-заказчикам». Как ни удивительно, но ГАЗ-М-12 понравился всем, а сам Сталин просто осыпал его комплиментами. Настоящим «рождением» этого автомобиля можно считать октябрь 1950 года, когда собрана первая полноценная партия, которая была разослана по структурным номенклатурам Советского союза. После этого запустили серийное производство и пустили автомобиль в продажу. Не смотря на то, что ГАЗ-12 считался представительским, его было разрешено продавать простым гражданам, но далеко не каждый мог себе позволить такое удовольствие, ведь его цена была в среднем 40 тыс.руб (что в 2 раза превышало цену на «Победу»). Чтобы обладать таким авто, между номенклатурными работниками буквально началась война с использованием разных хитроумных путей и махинаций, за что журнал «Крокодил» даже высмеял их в одной из своих статей.
Начиная с лета 1957 года, когда в политической сфере началась нестабильность и репутация Молотова была подпорчена, автомобиль решили переименовать, дав ему классическую приставку ГАЗ. Сам автомобиль считался «топовым» и соответствовал тогдашней моде. Он был похож на многие импортные модели высокого класса и даже в чем-то опережал их, поэтому ездить на ЗИМе было настоящей роскошью. Но резкая перемена стилистический решений в мировом автопроме стало причиной тому, что ГАЗ-12 быстро начал устаревать (это касается и задних фонарей, и V-образного лобового стекла, и формы капота). Все, что еще пару лет назад производилось в больших количествах и имело хорошую популярность, резко снималось с производства и ГАЗ-12 уже даже планировалось модернизировать. Единственная модификация, которая не потерпела значительных перемен и выпускалась вплоть до 1960 года – это медицинский хэтчбек ГАЗ-12Б с кузовом типа «эмбюлэнс». За 10 лет своей жизни, автомобиль был выпущен в 21527 экземплярах, многие из которых и по сей день покоряют улицы или украшают музеи родины, а также – других стран мира.
Примерно так выглядел ГАЗ-12 изнутри
А внешне он выглядел превосходно