И снова приветствую вас, друзья, на канале «Записки литературного редактора». Я выбрала сегодня из своего списка, на мой взгляд, довольно интересную тему.
Кто-то предпочитает писать сразу большие произведения – романы, в крайнем случае, если терпения не хватит, повести. А есть любители малой литературной формы – рассказов. И, кстати, к ним больше располагают особенности постов в соцсетях, заметок, статей на Дзене или в каком-то блоге.
Самой мне кажется, рассказ написать сложнее, чем роман, однако есть авторы, очень неплохо владеющие искусством малых форм. Но вот беда – сборники рассказов сейчас не пользуются популярностью. Их плохо покупают, значит, и издатели не хотят с ними связываться. Исключения редки, и только в том случае, если сборники соавторские. Можно, конечно, опубликовать и за свой счёт, но радости от этого будет меньше. А в электронном виде сборники рассказов привлекают, если они написаны по известному и уже популярному произведению, как, например, «Хроники Ехо» Макса Фрая.
Что делать? Можно пойти другим путём. В литературе существуют несколько приёмов, которые позволяют объединить разрозненные рассказы в единое произведение и даже в полноценный роман.
Обрамление
Этот приём мне кажется самым простым и удобным, и он, кстати, известен еще с эпохи раннего Средневековья. Преимущество «обрамления» в том, что оно позволяет объединить рассказы, не связанные ни единым сюжетом, ни общими героями, различающиеся даже тематически и стилистически.
Суть такого приёма в следующем. Несколько (иногда до сотни) рассказов объединяются в одной «раме». Это часть повествования, объясняющая существование отдельных элементов целого и связывающая (обрамляющая) их. Самый простой вариант – рассказчик, который развлекает слушателей своими историями. Хорошим примером может служить «Декамерон» Дж. Боккаччо. В обрамлении рассказывается, как несколько молодых людей, сбежав из охваченного чумой города, засели в сельском доме, где пьют вино и «травят байки». Рассказы там самые разные, в основном фривольные. Нередко одна история как бы дополняет другую или, напротив, опровергает.
Другой пример обрамления – сказки «Тысяча и одна ночь», которые рассказывает Шехерезада, чтобы избежать смерти.
Иногда автор так умело строит повествование, что этот приём оказывается удачно замаскирован. Первая книга «Ведьмака» А. Сапковского тоже построена по принципу обрамления. Первоначально автор написал цикл отдельных рассказов о Геральте из Ривии, затем дописал «рамку» — рассказ о схватке со стрыгой, после которой раненый ведьмак лечится в монастыре и вспоминает свои приключения – те самые рассказы.
Роман-шкатулка
Это не столько более сложный, сколько менее гибкий приём. Он предполагает хорошо разработанный основной сюжет, в который вставляется рассказ (или несколько). Причём рассказы могут быть и не особенно связаны с базовым сюжетом. Например, когда в тексте приводится древняя легенда или звучит байка бывалого человека.
Но всё же чаще всего вкладки или вложения, так или иначе, связаны с сюжетом. Хороший пример романа-шкатулки «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, где в качестве вложения используются отрывки из романа Мастера о Христе и Понтии Пилате. Шкатулочным романом является и первый том «Гипериона», где шесть путешественников рассказывают свои истории в летящем звездолёте.
Бывает, роман-шкатулка строится по принципу «матрёшки», когда герой рассказывает историю, в которой персонажи тоже рассказывают свои истории. У польского писателя Яна Потоцкого есть книга «Рукопись, найденная в Сарагосе», в которой более ста вложений. Но это, скорее, эксперимент.
Чёткой границы между этими двумя литературными приёмами нет, часто они взаимно дополняют друг друга. Например, в сборнике «Тысяча и одна ночь» нередко встречается принцип «матрёшки», что позволяет её отнести и к шкатулочному роману.
Приключения одного героя
Это повествование, собранное из отдельных новелл, но объединённых общим героем, который часто является рассказчиком. Иногда такое произведение имеет и «рамку». Но в отличие от обычного обрамления, здесь прослеживается единство не только персонажей, но и времени, и места. Примером могут служить «Записки о Шерлоке Холмсе» А. Конана Дойла, «Звёздные дневники Ийона Тихого» С. Лема, «Ведьмины байки» О. Громыко.
Правда, тут нужно учесть один важный момент. За редким исключением, такие формы романа популярны только как дополнение к основному произведению, особенно если оно уже полюбилось читателям.
Кочующие персонажи
Повествование строится как сборник рассказов о, например, друзьях, членах одной семьи, сослуживцах. Рассказы обязательно объединены какой-то общей завязкой – новеллой, где персонажи действуют совместно. А потом автор выбирает того или иного персонажа в качестве главного героя очередного рассказа. В результате каждый кусочек – это повествование об одном персонаже, но вместе они составляют единое целое. В качестве примера можно назвать цикл рассказов Л. Улицкой «Девчонки».
На мой взгляд, больше всего возможностей у первого приёма, тем более его можно сочетать и с остальными. А вот второй приём (роман-шкатулка) хорош, если у вас есть новелла, которую очень хочется куда-нибудь пристроить, чтобы не затерялась.
На этом на сегодня всё. Мы расстаёмся ненадолго. Творите, любите, радуйтесь жизни, несмотря ни на что.