Найти тему
Яндекс Музыка

Все студийные альбомы N.R.M. — теперь на Яндекс.Музыке

Оглавление

В 2019 году мы спросили у наших белорусских пользователей, каких артистов им не хватает на сервисе больше всего. В топе популярных ответов рядом с Rammstein, Metallica и Tool оказалась группа N.R.M. — одна из главных в музыкальной истории независимой Беларуси. 20 марта весь классический каталог N.R.M., от дебютной пластинки «Łałałała» до альбома «06», появился на нашей площадке. Самое время переслушать!

N.R.M.
N.R.M.

Łałałała

В 1994 году прекратила существование одна из важнейших групп белорусской рок-сцены — «Мроя» («Мечта»). Но через некоторое время все участники её последнего состава собрались под новой вывеской — N.R.M., или «Незалежная Рэспубліка Мроя». Всего год спустя вышел дебютный альбом новой группы — «ŁaŁaŁaŁa».

Хард-рок пополам с панком, сырой гаражный звук с эхом «Мроі» — сегодня дебютник N.R.M. звучит довольно странно. Но материал получился ярким: на альбоме были и первые концертные боевики («Белыя лебедзі», «Бывай»), и первые фирменные, плотные риффы («Не хадзіце ў цёмны лес», «Лалалала» на текст поэта Михала Анемподистова). Это ещё не совсем та группа, которую полюбила вся страна, — но очень интересный старт той группы.

Одзірыдзідзіна

Всего год на написание новых песен и всего две недели на их запись — в 1996 году вышел второй альбом N.R.M. «Одзірыдзідзіна».

Загадочное название пластинки возникло из детской песенки, найденном в советском учебнике, а птица на обложке, нарисованная вокалистом N.R.M. Лявоном Вольским — вольная иллюстрация к той же песне. На этой пластинке группа смело экспериментирует со стилями: рок-обработка народной песни «Мела мамка тры сыночкі» здесь соседствует с депрессивно-гранжевой «Песняй падземных жыхароў», за неожиданным рэпкором «На лініі фронту» идёт дурашливый панк заглавного трека. А ещё «Одзірыдзідзіна» принесла N.R.M. первый настоящий хит — боевую «Партызанскую».

Пашпарт грамадзяніна N.R.M.

В 1998 увидел свет «Пашпарт грамадзяніна N.R.M.» — альбом, который сделал группу самой популярной на белорусской рок-сцене.

Этой пластинкой N.R.M. фундаментировали образ «группы-страны»: на обложке красовался настоящий герб, а слушателей, которые купили кассету или CD, музыканты призывали стать гражданами Рэспублікі Мроі — для этого нужно было вписать своё имя в специальную графу на обратной стороне обложки. Появился и неофициальный гимн — песня «Паветраны шар», слова которой в Беларуси вскоре выучили наизусть даже люди, далёкие от рок-музыки. Ещё одним народным хитом стал ироничный трек «Песні пра каханне» с забавным и нескладным «писклявым» многоголосием.

Тры чарапахі

В 2000 вышел главный диск N.R.M., а может, и всей белорусской рок-музыки XX века — «Тры чарапахі».

Пластинка получилась образцовой по всем направлениям: десять мощных и разнообразных треков, монолитные риффы («Бамжы», «Ментальнасць») и воздушные мелодии («Чыстая-светлая», «Худсавет»), космическое для белорусской музыки качество записи, хлёсткие меметичные зарисовки между треками. И, конечно, Главный Хит. Для многих слушателей N.R.M. и «Тры чарапахі» — синонимы. Заглавный трек с альбома стал популярнее самой группы — настолько народных песен в Беларуси не было со времён «Песняров».

Дом культуры

От удалой цитаты из нирвановской «Come As You Are» до нервной гитарной коды Пита Павлова в финальном треке — в 2002 году N.R.M. выпустили «Дом Культуры».

На специальном издании альбома присутствовала целая пьеса о выступлении N.R.M. в придуманном Ёцевицком доме культуры — как и на «Трох чарапахах», она была разбита на зарисовки между треками. На альбоме хватает весёлых ироничных песен («О-о, гэта ўсё», «Хавайся ў бульбу»), но самыми известными стали грустные и печальные — «Лёгкія-лёгкія», «Маё пакаленне». Одна из главных тем «Дома Культуры» — переосмысление достижений и потерь последнего советского (и первого в независимой Беларуси) поколения; может, именно поэтому на его обложку попало здание Большого театра Беларуси — памятник конструктивизма СССР.

06

Последний альбом «золотого» состава N.R.M., диск 2007 года «06», получился самым разнообразным в карьере группы. На нём многое произошло впервые: прозвучало несколько необычных инструментов (мандолина, духовые, виолончель), запел барабанщик Олег Демидович (панк-регги-номер «Кітай») и целый детский хор, составленный из потомков участников N.R.M. Кстати, много лет спустя двое солистов того хора — Аделя Вольская и Ян-Винсент Луцевич — продолжили свои музыкальные карьеры.

Палитра настроений «06» необычайно пёстрая: от боевого гимна «Гадзючнік» до безвыходной «Ніколі-ніколі», от горестной исповеди «Толькі для цябе» до жизнеутверждающей и солнечной «Мама, тата, гэта я».