Найти тему
Руслан Столяр Online

Порядок возврата денег за путевки в связи с пандемией

Госдума в связи со сложной обстановкой в некоторых странах, связанной с принимаемыми мерами защиты от угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, опубликовала общие рекомендации о том, какие действия следует предпринимать, куда обращаться в первую очередь, если из-за коронавируса нарушены планы на туристическую поездку.

В рекомендациях обращается внимание, что у каждого туроператора, сервиса бронирования или авиакомпании предусмотрены свои особенности возврата средств за турпутевки, билеты и оплаченное жилье. Условия страховых выплат также различаются в зависимости от компании.

Отмечается, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" потребитель туристических услуг вправе расторгнуть договор с туроператором, если в стране, куда он отправляется, его жизни и здоровью угрожает опасность.

Деньги за путевку должны вернуть полностью, если договор расторгнут до начала путешествия, а после начала путешествия – часть стоимости путевки в пропорциональном размере не оказанных услуг. Эта норма также в полной мере соотносится и со ст. 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей".

Для возврата денег за турпутевку турист должен направить в адрес туроператора в письменном виде требование о возврате денежных средств. Если в течение 10 дней ответ не приходит, рекомендуется обратиться в Роспотребнадзор.

В случае, если Ростуризм или МИД России рекомендуют отказаться от поездки в страну, которую турист выбрал, поездку можно отменить и перенести ее на более безопасный период. Туроператоры могут вернуть деньги или подобрать альтернативные варианты по желанию туриста.

Такие сообщения Ростуризма являются основанием для расторжения договора о реализации турпродукта и возврата туристу уплаченной им по договору суммы.

Но по факту, Туроператоры заявляют: «деньги возвращать не будем, поскольку в противном случае мы обанкротимся, так что либо переносите поездку, либо судитесь. Но предупреждаем, суды затянутся на месяцы, а то и на годы».

На такие угрозы обращать никакого внимания не нужно. Суды в данном случае, исходя из закона, всегда будут на стороне потребителей туристических услуг.

В 2013 году была подобная ситуация с Египтом, когда многие туристы не смогли отправиться на отдых в связи с закрытием воздушного сообщения. И в тот момент туроператоры отказывали в выплатах, ссылаясь на «Форс-мажорные обстоятельства». Но мы имеем десятки судебных решений, доказывающих правоту туристов, а не туроператоров.

Действуйте следующим образом:

1. Пишите заявление туроператору с требованием о расторжении договора и полного возврата денежных средств, ссылаясь на нормы, приведенные в статье выше;

2. Ждете 10 дней ответа;

3. Если ответа не поступит, пишите жалобу в Ростуризм и Роспротребнадзор, а также подаем исковое заявление в суд.

И помните, закон на то и существует, чтобы защищать интересы даже в самые непредсказуемые и сложные времена. Не допускайте попрания ваших законных прав. И помните, Ответчиком будет выступать именно ТУРОПЕРАТОР, а не ТУРАГЕНТ. А также все решения принимает ТУРОПЕРАТОР, а не ТУРАГЕНТ.