В начале 1970-х годов столичные телевизионщики сняли небольшой докфильм о Волгоградском тракторном заводе “Дважды рожденный”. Вообще название можно было бы отнести и к самому городу на Волге. В конце XVI века появилась небольшая крепость Царицын. А после разрушительной битвы Сталинград отстроили заново.
Недавно я писал о снятом в 67-68 годах документальном сериале “Страницы Сталинградской битвы” и отмечал уровень провинциальной журналистики. Волгоградские авторы сделали великое дело, записав интервью с Жуковым, Рокоссовским, Чуйковым, Еременко и другими видными участниками великого сражения. А тут плод творческой деятельности московской телегруппы. И сразу заметный шаг назад.
Уже цветная пленка - это здорово. Но вот сама журналистская работа не радует. Это привычный закадровый монолог. Диктор душевным голосом рассказывает о людях труда, много лет жизни отдавших тракторному заводу. Многие из них воевали. Предприятие даже под огнем до последнего продолжало выпускать и ремонтировать танки Т-34. Ну дайте вы им слово! Но нет, это идеологически выдержанное почти немое кино. Есть утвержденный текст, а живых реплик вы не услышите.
Некоторые кадры представляют ценность для горожан. Запечатлен город их детства или юности. А большинство так и вовсе никогда не видели Волгоград таким. Ведь почти полвека прошло. Вот этой малявке, с трудом покоряющей ступеньку за ступенькой, уже за 50. Увидит себя и не узнает.
Советская пропаганда любила изображать строительство первого тракторного завода страны Советов как этакий ответ буржуям, которые якобы не верили, что у нас что-то получится. Это, конечно, ложь. Буржуи верили и охотно участвовали, будучи финансово заинтересованными. СТЗ появился при непосредственном участии американских специалистов. Благодаря этому в производстве использовалось самое современное на тот момент оборудование.
А вот социалисты (из НСДАП) заводу на береги реки были не рады. Немецкие самолеты старательно бомбили его. Участвовала и артиллерия. В “Дважды рожденном” утверждается, что насчитали 40 тысяч воронок на промзоне. Мне это сложно представить. Но разрушения были основательные. Не осталось ни кустика. Только плкат “Не ломай деревья”.
Однако 17 июля 1944 года первая сельхозмашина выехала своим ходом из цеха. Работали люди в жесточайших условиях. К сожалению, об этом тоже ни слова. А ведь это был настоящий трудовой подвиг.
Вообще при восстановлении города советское руководство допустило стратегическую ошибку, поставив заводы на берегу. Интересы производства тогда ставились на первое место. Пока продолжалась война, в этом еще был смысл. Но и после ее окончания принцип не изменился. В результате жилые кварталы оказались отрезаны от Волги. Да, некоторые предприятия там находились с царицынских времен, но до революции все было по уму: производства ставили на окраине. А потом город сильно разросся. Так что сегодня длиннющий Волгоград до сих пор испытывает неудобства от той планировки.
Телевизионный фильм рассказывал о ВГТЗ времен его расцвета. Каждый второй трактор в СССР был волгоградским. Продукцию поставляли в 25 стран мира. Сегодня все намного скромнее. Предприятие до сих пор толком не оправилось от вхождения в рыночную экономику. Сейчас выпускают только военную технику благодаря оборонзаказу. Но есть планы восстановить производство и машин гражданского назначения. Ведь сегодня на наших полях ходят в основном белорусские трактора. На волгоградском заводе висит 48 миллиардов рублей долга, длится процедура банкротства.