В феврале 1965 года, в воюющий с США Северный Вьетнам, прибыла делегация Советского Союза во главе с Председателем Совета Министров Алексеем Косыгиным. СССР изучал тогда возможности военно-технического сотрудничества с Ханоем, но так, чтобы не вступать в прямой конфликт с американцами, последствия которого было трудно спрогнозировать. И надо было такому случиться, что как раз в это время Северный Вьетнам был подвергнут целой волне сильнейших бомбардировок. Под одну из них едва не угодил кортеж с советским Премьер-министром. Считается, что именно после этого случая Косыгин, наиболее лояльно в советских верхах относившийся к американцам, употребил всё своё влияние на ЦК с целью вмешательства в ситуацию в Индокитае.
Конспирологи говорят, что вьетнамцы нарочно спровоцировали волну бомбардировок, к визиту одного из советских лидеров. Но как бы то ни было, уже в июле того же года экипаж американского самолёта-разведчика сообщил, что впервые за время боевых действий был зафиксирован специфический сигнал от зенитного радара. И он был очень похож на тот, с которыми американцы уже сталкивались, потеряв разведчики Локхид "У-2", над советским Свердловском и Кубой. А буквально через сутки, в землю врезался первый "Фантом" капитана Кейерна, сбитый ракетой, произведенной в подмосковных Химках. Так началось, пожалуй, самое эпическое противостояние ВВС и ПВО во второй половине 20 века.
- ЗРК С-75 (СА-75)"Двина" (SA-2 Guideline по классификации НАТО), принят на вооружение в декабре 1957 года. Главные конструкторы: Александр Расплетин, Пётр Грушин. Максимальная дальность - 43 км (в модернизированном варианте). Диапазон высот - от 500 до 30000 метров (ЗРК С-75М). Самый повоевавший и результативный зенитно-ракетный комплекс, советской разработки.
Начало этого масштабного противостояния для американцев было довольно обескураживающим. Они знали о советских ракетных комплексах С-75 уже довольно давно, и даже проводили учения по их нейтрализации. Но в первый же месяц потеряли от 6 (по американским данным) до 14 (по советским) новейших самолётов, так и не поразив ни один ЗРК. Больше того, первую советскую "Двину" удалось уничтожить лишь через пять месяцев после начала её работы по небу над Вьетнамом.
Число сбитых самолётов вьетнамцами сознательно завышалось, а американцами принижалось, но это была обычная практика, в локальных битвах времен "Холодной войны". Об истинном положении дел можно судить лишь по косвенным признакам. И они таковы, что к концу 65ого года интенсивность бомбардировок Северного Вьетнама заметно снизилась, и подтолкнули к этому американцев отнюдь не соображения гуманистического характера.
На какое-то время объединенным силам (читай США) пришлось даже прервать полёты, чтобы изучить опыт и найти противоядие против больно жалящих советских ракет. Так появились знаменитые противолокационные ракеты «Shrike» и целый ряд оригинальных методик.
Противоракетные маневры, станции активных помех, низковысотные полёты, с огибанием складок местности - всё то увеличивало расход зенитных ракет и нервировало и вьетнамских зенитчиков, и советских специалистов. Они всё чаще стали нести потери не только в матчасти, но и в живой силе. Постоянно возникали ситуации, когда "Двину" просто невозможно было использовать, из-за сильной засветки экрана, или просто потому, что ударные самолёты летели ниже её минимального диапазона высот. За комплексами, воевавшими без должного прикрытия на малых высотах, шла настоящая охота. Теперь уже вьетнамской стороне, с помощью аналитиков из СССР пришлось быстро искать ответы на возникшие угрозы. И они тоже были найдены.
Стратегические бомбардировщики Б-52, Boeing B-52 Stratofortress, появились над Вьетнамом в рамках операции «Arc Light», примерно в одно и тоже время с ЗРК С-75 "Двина". Довольно долго их пути не пересекались. Американские пилоты даже не раз заявляли, что единственный их враг над Вьетнамом - это непогода. Но в ноябре 1968 года Стратокрепость впервые получила ракету от "Двины" в том месте, где по мнению американской разведки, никаких зенитных комплексов не было и в помине. Стратег не рухнул сразу, но экипаж вынужден был выброситься с парашютами над территорией Таиланда.
Эта была новая страница в той большой воздушной войне, где и СССР, и США испытывали новейшее оружие и опробовали методики войн будущего. О том, что придумали северовьетнамские и советские специалисты и как ответили на это американцы, вы сможете узнать в одной из следующих статей.
Читайте продолжение в одном из ближайших материалов канала. (Продолжение можно прочесть по прямой ссылке). Ставьте палец вверх, и подписывайтесь на канал, если материал оказался вам интересным.
Читайте Часть третью. Двина против Стратокрепости. Последняя схватка.