Найти в Дзене
За чашечкой кофе

Он угасал на глазах, худел не по дням, а по часам

Она умерла 7 апреля, не дожив до своего 80-летия несколько месяцев, в канун праздника «Вознесение Христово» , великого праздника перед Пасхой. – Даже здесь Бога обманула – кто-то сказал из толпы, но Катя не смогла узнать голоса. Так, отец остался один. Он испытывал чувство невыполненного долга и вины. Может он не всё сделал для супруги при жизни? Как

Начало

Предыдущая глава

Глава 29 Продолжение рассказа "Воспоминания длиною в жизнь"

Она умерла 7 апреля, не дожив до своего 80-летия несколько месяцев, в канун праздника " Благовещение" , великого праздника перед Пасхой.

– Даже здесь Бога обманула – кто-то сказал из толпы, но Катя не смогла узнать голоса. Так, отец остался один. Он испытывал чувство невыполненного долга и вины. Может он не всё сделал для супруги при жизни? Как справиться с переживаниями, эмоциями, чувствами и научиться жить дальше? Ему было тяжело пережить смерть близкого человека, хотя у жены был очень непростой характер. Всё-таки почти 50 лет супружеской жизни, что-то стоили.

Дети старались приезжать к нему, и он был у них частым гостем. Но находиться одному в доме было не комфортно. Дочь не могла с ним постоянно находиться рядом. После похорон наступила такая усталость, что она от перенапряжения, волнения опять угодила в больницу. Сильная боль скрутила , и тело стали покрывать водяные пузыри , боль была в каждой клеточке , там, где они появлялись, пропадала чувствительность тела и днём, и ночью ставили обезболивающие системы только после этого она могла заснуть , всему виной был ослабленный иммунитет.

Лежать пришлось долго , ей казалось, что конца и края не будет , болезнь отступала с трудом, даже когда её выписывали она не могла сказать, что чувствует себя хорошо. Прикосновение одежды к телу вызывало невыносимую боль.


Со временем она поняла ,что чувствительность кожи пропала , можно было щипать, колоть, боли не было.
Она перестала выговаривать некоторые слова , и уже больше молчала, в доме, кроме телевизора никто больно и не разговаривал.


Дед выдержал свободную жизнь где-то месяцев девять, потом он уже стал настаивать, чтобы они все переехали к нему, причиной этому оказались женщины, они буквально стали его одолевать.


Одна периодически приходила убираться, другая пекла ему пироги и кормила и всем нужно было одно, чтобы он прописал их в доме.
Ему это надоело и уже со злостью он говорил, что у него есть дочь.
Катя очень не хотела в этот дом, ужасные воспоминания, которые не добавляли ни радости, ни здоровья. Но дед склонил на свою сторону супруга Кати и она тянула сколько могла, но всё равно пришлось переезжать.


Дед оказался прав, как же скучно было отвечать на эти нескончаемые звонки, с одними и теми же вопросами:

- А вы правда, родная дочь?-

Звонили и дышали в трубку, молчали, кто посмелее просил отца позвать к телефону. Только месяца через три телефон замолчал.

Они жили спокойно , дети с внуком приезжали постоянно. Сын тоже был рядом. Дед был в недоумении , он как-то не мог понять ,что дети могут приезжать просто так, без приказа и просьб о чём-то. К Кате приехала давняя подруга из Канады с семьёй, и вновь отец удивлялся, как дочери удаётся поддерживать дружеские отношения и разговаривать с людьми. Она смогла помириться с соседями, с теми, с кем всегда в ссоре была мать. Теперь они заходили к Кате и деду и во дворе пили чай.


Она любила отца . Он тоже изменился, стал мягче, приветливее и не в меру разговорчив, но рассказывал очень интересно. Она видела, что отец был счастлив, в доме никогда не было скандалов, тишина и покой царили в нём. Лишь дети нарушали тишину этого дома . Они приходили с кастрюлями шашлыка, разжигали мангал, резали салаты и все прекрасно проводили время.


Они жили вместе уже больше полугода , как-то сидя вдвоём с отцом на крыльце и перебирая укроп отец сказал:

- Я не знал, что ты такой хороший человек, прекрасная мать и добрая женщина. Прости меня дочка - она сидела ,затаив дыхание. Неся в руках шкатулочку, он отдал дочери оберег.

- Это оберег моей матери , он переходит по наследству, он твой. Старая железная иконка с большим крестом смотрела на неё. Она её гладила и улыбнулась

- Я помню её , мне бабушка показывала - он удивился, но промолчал.


Состояние Кати то улучшалось, то ухудшалось . Ишемическая болезнь сердца давала о себе знать. Когда становилось совсем плохо, отец вызывал скорую, и ей приходилось ехать в больницу, в кардиологию. В этот раз ей было совсем худо. Лечение одно: покой, покой и ещё раз покой. Но покой ей только снился. Отец стал плохо себя чувствовать. Он хорошо питался, аппетит был прекрасным, но он стремительно худел. У него периодически шла кровь носом, силы его таяли , он начал падать , она вызывала скорую.

- Ну что вы хотите возраст - её бесил этот ответ.
Не желая волновать дочь, в больницу он поехал сам. Его положили в неврологию, а потом в терапию. Выписался он весёлый, но в глазах дочь видела грусть. Катя ничего не могла добиться от него о поставленном диагнозе. Он её успокаивал и обещал, что всё будет хорошо, обнимал, как в детстве и она к нему тянулась. Её ладонь легла ему на спину. Её словно шарахнуло, ладонь снова легла на спину.

- Где, откуда этот холод? Лёд, лёд, что умерло, какой орган? - у неё в голове всё закружилось, тошнота подступила к горлу. Вечером, когда он сел поужинать, она как бы невзначай погладила его по спине .

- Ты хорошо кушай, а то совсем похудел - она поняла всё – это лёгкое , только не он, только не он, мы только соединились и почувствовали друг друга - кричала её душа.

Он угасал на глазах, худел не по дням, а по часам. Наконец, он показал ей снимок , на нём практически не было лёгкого , но она уже знала , что это рак .

- Можно было ехать в центральную , там делали такие операции , она всем своим существом возненавидела врача , друга его , который пообещал и протянул драгоценное время , ненавидела себя , что просмотрела, не увидела , ненавидела свою болезнь, которая притупила все её чувства и сделала слепой, но врача больше всего, за его бездействие, за то, что не отправил его в клинику, за трусость его.
Как - то зайдя на веранду , увидела отца, который сидел и гладил кошку .


- Папа, скажи мне ,где моя мать ?

- Не знаю - тихо сказал он


- Но Антонина ведь мне неродная. Не может же так родная мать, ненавидеть своего ребёнка?-

- В моей семье было одиннадцать детей - начал отец свой рассказ - но все они умирали один за другим в младенчестве. Я выжил. Став старше понял, что должен учиться, помогать родителям. Сначала техникум, потом институт, партийная школа , я был молод, всё мне было по плечу. Приезжая домой, я встречался с девушкой , мы любили друг друга, её звали Лена , она всегда меня ждала. Но я неожиданно заболел, у меня признали рак гортани и в Ленинграде сделали операцию, очень удачно, но был я там долго. Я знал, что она ждёт от меня ребёнка , моя мать была против нашего отношений и нашла мне невесту Антонину. Когда я выписался меня сразу поставили на инвалидность , пришлось подрабатывать фотографом , но когда я окреп и начал работать по партийной линии я искал её везде , она уехала в Крым и забрала с собой нашего ребёнка. Я искал её через свои связи так и не нашёл, возможно она уже фамилию поменяла. Искал года три. Мать настаивала на женитьбе с Антониной , да она была красива, но Лену я любил. Потом, когда я уже был заведующим загодпоставок и был женат, пришло письмо, в котором было написано, что если я хочу забрать свою дочь, то она находится в детском доме и адрес . Она тебя оставила там, как только родила , писала, что ты не нужна никому, а ей тем более. Тебе было уже пять лет. Пять лет в детском доме, прости, дочка, я не хочу слышать об этой женщине ....всё . -

Катя слушала исповедь отца , внутри всё кипело, ей хотелось крикнуть ему :

- Зачем, зачем ты меня забрал оттуда? Лучше бы там остаааавииил - её душа разрывалась на части, кричала, но найдя в себе силы, она обняла отца .
Он уже прекратил ходить. Дочь взяла на себя смелость и позвонила всем его друзьям , с кем он был в хороших отношениях:

- Если хотите встретиться и поговорить последний раз , приезжайте -
И почти каждый день кто-то, да и приезжал. Он просил друзей помогать дочери, а она всё это слыша, плакала.


Отец чаще стал просить дочь посидеть с ним рядом , как будто навёрстывал упущенное время. Говорить ему было трудно, поэтому он её просто обнимал.

-А в чём я буду одет, Катюш?-

Она доставала костюм, рубашку, галстук. Он улыбался.

— Красивый буду, спасибо тебе . -

На следующий день он уже прекратил разговаривать , она перевернула тазик ,чтобы он стучал , если вдруг её не будет рядом и он стучал.
Однажды, когда она сидела рядом с ним, он приподнялся, почти сел, потом обнял за плечи и привлёк к себе. Гладил её, как девочку, а она плакала.

-Я люблю тебя родной мой , всегда любила - но он устал , она помогла ему лечь , укрыла и отец заснул.
Утром они его помыли , кушать он отказался, только пил. Она вышла на воздух, посмотрела на небо, шум птиц привлёк её. Но чувство тревоги вдруг заполнило её душу: - папа -

Она развернулась и почти бежала, не обращая внимания на волочившуюся ногу
Отец лежал с открытыми глазами , он был мёртв: - Нет, нет, папааа, не пугай меня - кричала она.
Кое-как муж оторвал её от мёртвого тела , но она вцепилась мёртвой хваткой , разжав её руку, усадил в кресло.


Потом закрыл глаза отцу. Он умер в час дня , она выполнила всё, как и обещала. Катя ни слезинки не проронила на похоронах матери, но здесь, как будто отрывали заживо кусок . Слёзы текли сами ,текли молча , просто текли и остановить их было невозможно.


Уже к обеду вся улица была в машинах, встать было негде, ей выражали соболезнования , многие, как в детстве , называли Катюшей, друг детства, теперь адвокат, тихо сказал: - Катюш, завещание на тебя - она промолчала, её это сейчас не интересовало. Он пережил мать всего на два года, ему было 84.

Продолжение