Найти в Дзене
11 ЭКЮ

Любимый в народе герой Скопин-Шуйский

«Высоко сокол поднялся
И о сыру матеру землю ушибся!»

Человеческая память очень полярна. Едва некая персона выходит в историю, так сразу же окрашивается в один из двух цветов. При этом, постепенно подробности его жизни теряются, но остается лишь общий ореол героя или злодея.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский у тех, кто его знает, обрел в истории сугубо положительные черты. Давайте же вместе вспомним его и поймем, почему он так симпатичен потомкам.

Как мы уже поняли по его фамилии, он приходится родственником Василию Шуйскому, который был последним Рюриковичем на русском престоле. Они были и современниками. Василий, на правах старшего заботился о юном дальнем сроднике, ввел его в обслугу царскую.

Это были времена Бориса Годунова. Михаилу нет и 20 лет. Он становится стольником царским, то есть формально, конечно, звание это подразумевает необходимость прислуживать во время трапезы царю, но фактически просто почетная должность, возможно, даже никогда этот человек и не получит поручений. В любом случае, сложно оценить как хорошо исполнял человек свои обязанности и сколь честно служил своему государю.

Возможно, верой и правдой, но смена правителя на Лжедмитрия никак не смутила Скопина-Шуйского. Он продолжил свою службу, даже на повышение пошел. Но царь-самозванец был убит, новоиспеченный мечник никак не помог. Да и зачем, ведь теперь на трон сел его дядя.

Аудиенция Скопина-Шуйского у Василия Шуйского
Аудиенция Скопина-Шуйского у Василия Шуйского

Михаил становится воеводой. Вот тут и начинается его звездный час. Внезапно он оказывается вполне талантливым военачальником.

Но так совпало, что его момент успеха совпадает со сложным периодом в жизни России и сложнейшим периодом для его двоюродного дяди - царя Василия.

Василия Шуйского все больше не любят, все крепчает движение Лжедмитрия Второго. Полыхают восстания, силятся и частят предательства. А Скорпин-Шуйский удачлив и смел. Люди слышат как этот молодой человек успешно проявил себя в борьбе с восстанием Болотникова, как он грамотно организует свои отряды по защите Москвы. Вместе со шведскими войсками, о выделении в помощь России которых, он сам и договорился с королем, Михаил успешно оборонял Новгород.

Он сумел объединить бояр, не присоединившихся к Тушинскому вору. Те доверили ему и деньги, и войска. В ответ он обеспечил победоносную Калязинскую битву, когда удалось отбить войска польско-литовские. Скопин-Шуйский выбил из рук интервентов и Переславль-Залесский, и Александровскую слободу, Можайск. Ему удалось внести сумятицу в стройные планы блицкрига Лжедмитрия Второго и польского короля Сигизмунда.

Лжедмитрий Второй
Лжедмитрий Второй

Надо вспомнить, что у царя Василия Шуйского сыновей не было. Наследником считал себя его брат Дмитрий. Он тоже был воеводой, но вот совсем не таким удачным как Скопин-Шуйский. К тому же, Дмитрий ассоциировался с нелюбимым царем, был не молод.

А Михаил был удачлив, был богатырского телосложения, мил лицом, родом не ниже чем царь - тоже восходил к Рюриковичам времен Александра Невского. В народе он был все более популярным. Молва уже прочила его в преемники. Доброхоты даже попытались ему вручить петицию на занятие престола. Тот честно разорвал эту грамоту, но не посчитал нужным обсудить это происшествие с царем.

Но в Кремле всё знали. Если самому царю было не столь важным, кто станет после него править, то Дмитрий Шуйский весьма кручинился по причине того, что рейтинги Скопина-Шуйского выше гораздо чем его. Разумеется, он пожаловался своей жене о причинах своих переживаний. А она была женщина знатная, дочь самого Малюты Скуратова. Не терпела она выскочек. Поэтому, ничтоже сумняшеся, Екатерина поднесла чашу с вином Михаилу. Ну а тот, что же? Выпил. Не будет же тётю подозревать в чём-то.

-4

Вот и не стало молодого героя. В 23 года воевода умер. Не от вражеского меча, не от народных восстаний, а от родных людей. Жена его отправилась в монастырь, следы малолетнего сына, а он был, затерялись.

Ино что у нас в Москве учинилося,
С полуночи у нас в колокол звонили?
А росплачутца гости москвичи:
«А тепере наши головы загибли,
Что не стало у нас воеводы
Васильевича князя Михайла!»
Запели в народе, узнав о его смерти.

Был ли он рыцарем без страха и упрека? Да нет, конечно. Скопин-Шуйский был обычным честным военным во время трехэтажных предательств, когда просто исполнять свою работу и не делать пакостей - было уже большим подвигом.

А о царе Василии Шуйском и его судьбе - прочтите здесь.