По каким критериям выбираем?
Для поиска подходящих вариантов воспользуемся одним из известных сайтов автомобильных объявлений и — чтобы сразу отсечь все лишнее — внимательно поработаем с фильтром поиска. Имея в кармане 200 000 рублей, можно и нужно оградить себя от совсем уж возрастных экземпляров. Так что минимальный год выпуска ограничиваем 2000-м, а максимальный — 2008-м. Можно, конечно, замахнуться и на более свежие экземпляры, но, поверьте, чудес не бывает.
В графе «пробег» указываем «до 150 000 км». Разумеется, он может быть скручен, но выяснять этот факт будем непосредственно при осмотре автомобиля. А чтобы снизить вероятность стать обманутым, откажемся от предложений автосалонов (включая именитых дилеров, торгующих подержанными машинами) и выберем в графе «срок владения» опцию «от трех лет и более». Как показывает практика, автомобиль, находящийся в одних руках продолжительное время, как правило, пребывает в лучшем состоянии, чем кочующий от одного владельца к другому. Кстати, хорошо, если владельцев у автомобиля окажется не больше двух. Несмотря на то, что мы рассматриваем далеко не молодые экземпляры, таких предложений достаточно.
От чего откажемся сразу?
Список моделей, подходящих под наши критерии, насчитывает пару десятков. Но как минимум пять вариантов стоит отбросить уже на этом этапе. Я бы ни за что не стал связываться с «китайцами» и Daewoo Nexia. Это исключительно мое мнение — и несогласные в полном праве плевать на него с высокой колокольни.
Отказаться от покупки седана Daewoo Nexia советую по той же причине. Перелицованный Opel Kadett образца 1984 года практически не оставит вам шансов при ударе на скорости 64 км/ч.
Размер не имеет значения?
Итак, наш список сузился примерно до пятнадцати популярных моделей. Начнем с самых маленьких: Daewoo Matiz, Chevrolet Spark и Kia Picanto. Если их скромные габариты для вас не проблема, каждый из них может стать неплохим вариантом.
Daewoo Matiz увидел свет в 1998-м. Три года спустя производство наладили в Узбекистане.
Выбор Матизов в рамках нашего бюджета более чем достаточный. Если повезет, за 160 000 — 170 000 рублей найдете «гаражный» Matiz из первых рук с пробегом до 40 000 км. Идентифицировать такой автомобиль не составит труда: десятилетние Матизы, хранящиеся на улице, можно в прямом смысле слова протыкать пальцем. Слабая коррозионная стойкость — один из основных недостатков узбекских Daewoo. Еще один — отсутствие подушек безопасности даже в самых дорогих исполнениях.
С точки зрения техники ухоженный Matiz не доставит серьезных хлопот. Оба мотора — 0,8 л (52 л.с.) и 1,0 л (64 л.с.) проверены временем и довольно надежны. Как и классический гидромеханический автомат (сочетается только с начальным мотором). Ахиллесова пята Матизов — генератор, редко доживающий до 50 000 км. Нередко на том же пробеге приходится менять и сцепление.
Chevrolet Spark — не что иное, как Matiz второго поколения, появившийся в 2005-м. В России Спарки продавались в шоу-румах General Motors, а выпускали автомобили в корейском городе Инчхон. С технической точки зрения Spark практически идентичен узбекскому Матизу: линейка моторов и коробок передач такая же, автомат сочетается исключительно с 0,8-литровым трехцилиндровым мотором.
Основные отличия Спарка от Матиза — в более приятном и современном интерьере, наличии подушек безопасности и более актуальной внешности. Да и с коррозионной стойкостью дела обстоят лучше. При удачном раскладе удастся найти Chevrolet Spark от первого владельца с пробегом в районе 60 000 км за 180 000 — 190 000 рублей.
Подобрать «живую» Kia Picanto в рамках бюджета немного сложнее. За 190 000 — 200 000 рублей предлагают машины 2004–2006 годов выпуска с пробегами не менее 100 000 км. Встретить автомобиль из первых рук практически нереально. И при таком раскладе игра стоит свеч только в том случае, если вам нужен автомобиль с двумя педалями. Дело в том, что из двух моторов, устанавливаемых на Picanto (1,0 л, 60 л.с. и 1,1 л, 64 л.с.), с автоматической коробкой передач сочетается более мощный. Такая машина на порядок динамичнее 52-сильных автоматических Матизов и Спарков. А вот если речь идет о машине с механикой, за те же деньги я бы предпочел Spark с меньшим пробегом.
Один на всех
Каждый из автомобилей, рассмотренных в этом разделе, с тем или иным успехом может играть роль единственного в семье. Вариантов здесь много — сегодня мы говорим о шести самых популярных из них.
Выбирать двигатель или коробку передач не придется: на Ланосы «наших» годов выпуска устанавливали исключительно 1,5-литровый восьмиклапанный мотор мощностью 86 сил и 5-ступенчатую механику. Автомат в связке с 1,4-литровым 16-клапанником появился в 2011-м, но машина к тому времени продавалась под именем ЗАЗ Chance. Как бы там ни было, такие экземпляры не укладываются в двести тысяч.
В рамках отведенного бюджета вполне можно подыскать Lanos из первых или вторых рук с пробегом до 100 000 км. Однако количество «болячек» этой модели вплотную подбираются к нормам ПДК и может оттолкнуть от покупки. К слабым местам Ланоса относится рулевая рейка, радиатор системы охлаждения двигателя, сцепление, ступичные подшипники и шаровые опоры. Все вышеперечисленное нередко требует замены на детских пробегах до 60 000 км. Есть и мелкие, но весьма неприятные особенности: нередко «протекают» передние и задние стекла, слезает декоративный хром с радиаторной решетки. А еще владельцы жалуются на чрезмерный расход топлива: в городе он запросто может доходить до 12–13 литров на 100 км.
На втором месте по числу предложений — Peugeot 206. Причем здесь в равной пропорции встречаются как хэтчбеки, так и седаны иранской сборки. Если вас не смущает неоднозначная внешность седана, бояться иранских Peugeot не стоит. С качеством изготовления сколько-нибудь серьезных проблем нет. Львиная доля 206-х оснащается 1,4-литровым 75-сильным мотором. Это надежный и неприхотливый агрегат — главное не пропустить срок замены ремня ГРМ и его ролика (каждые 90 000 км), поскольку обрыв ремня прикончит мотор. Примерно к 180 000 км лучше поменять и помпу. При аккуратной эксплуатации и своевременном обслуживании мотор запросто отходит 300 000 км, да и проблемы с механическими коробками передач также встречаются крайне редко.
Небезызвестный автомат AL4 — лотерея. Если верить профильным форумам, узел может без проблем отходить около двухсот тысяч километров, но нередко требует вмешательств на куда более скромных пробегах. В общем, покупая двухпедальный Peugeot 206, лучше быть готовым к возможным дополнительным тратам. А еще внимания может потребовать задняя подвеска. Если упустить момент, когда износится сальник игольчатого подшипника, можно «попасть» на замену балки.
Не считая этих нюансов, Peugeot 206 достаточно неприхотлив и не потребует серьезных денежных вливаний. При везении за доступные нам 200 000 рублей можно подыскать ухоженный экземпляр с пробегом 80 000 — 90 000 км. На мой взгляд, этот вариант куда интереснее, нежели Chevrolet Lanos или же малыши Matiz-Spark-Picanto. Хотя поиск живого Peugeot 206, скорее всего, потребует чуть больше времени.
Располагая двумя сотнями тысяч рублей, можно приобрести вполне бодрую Chevrolet Niva с пробегом чуть больше 100 000 км, однако повторюсь: определитесь с целями использования. И если сомнения не покидают — обратите внимание на следующий вариант.
И все на одного
Во всем остальном Logan неприхотлив и не потребует серьезных вложений. К слабым местам можно отнести разве что передние ступичные подшипники и сальники задней балки, нередко изнашивающиеся к 50 000 — 60 000 км. Встречаются неприятные проблемы по части электрики: из строя выходят датчик включения стоп-сигнала и клаксон. Остальные неисправности, описания которых встречаются на тематических форумах, не носят эпидемического характера. Так что с рационализаторской точки зрения подержанный Renault Logan остается хорошим вариантом. И хотя средний пробег экземпляров, укладывающихся в наш бюджет, составляет 120 000 — 130 000 км, бояться его совершенно не стоит.
Тем, кого Logan отталкивает неприкрытой бюджетностью, можно обратить внимание на Ford Focus первого поколения: этот автомобиль занимает пятое место по популярности в рамках наших запросов. Однако, поскольку большинство подходящих нам машин выпущены в самом начале «нулевых» — с 2000-го по 2004-й, читать дальше стоит только в том случае, если у вас нет предрассудков относительно солидного возраста своей будущей машины.
На российском рынке встречаются как европейские Фокусы, так и те, что приплыли к нам из-за океана. Вычислить «американцев» несложно по встроенным в радиаторную решетку поворотникам, отсутствию желтых секций в задних фонарях и бамперам иной формы. Практически у всех — автомат. Я настоятельно рекомендую отказаться от покупки таких экземпляров в силу их чрезмерной «усталости».
Подвеску первых Фокусов нельзя назвать совсем беспроблемной, но в целом дела обстоят неплохо. Стойки стабилизатора ходят около 70 000 км. Оригинальные шаровые опоры не меньше 100 000 км. Ресурс сайлентблоков рычагов задней многорычажки также превышает сто тысяч километров.
Настоящий бич Фокусов первого поколения (второго, кстати, тоже) — бензонасос. Узел регулярно выходит из строя, к тому же отличается неудачным с точки зрения ремонтопригодности расположением. Если делать все по науке, для замены насоса нужно демонтировать топливный бак. Хотя многие владельцы идут другим путем и добираются до предателя, прорезав отверстие под подушкой заднего дивана. С этой проблемой столкнулся и мой близкий друг. Так что знаю не понаслышке.
В общем, Ford Focus не обещает отсутствия неприятностей, однако отказываться от его покупки раньше времени определенно не стоит. В нашей подборке это самый интересный вариант с точки зрения водителя: автомобиль с достаточно мощными моторами, задней многорычажкой и богатой гаммой кузовов. При желании, найти хороший экземпляр с честным пробегом в районе 150 000 км можно гораздо быстрее, чем вы думаете.
Коробок передач — две: пятиступенчатая механика и четырехступенчатый автомат. Причем в наш бюджет укладываются как трехпедальные, так и двухпедальные Акценты. Выбор первых, разумеется, шире — да и сама «механика» практически бессмертна. А вот автомат вынуждает некоторых владельцев обращаться в сервис уже на пробеге около 100 000 км. Впрочем, есть и немало доказательств тому, что у аккуратных водителей эта коробка легко выхаживает по паре сотен тысяч.
Проблем с ходовой частью также немного: за исключением скромного ресурса родных амортизаторов (около 40 000 км), нареканий — минимум. Ступичные подшипники ходят в среднем по 70 000 км. Шаровые опоры выдерживают около 100 000 км — правда, менять их придется в сборе с рычагом. На пробеге около 120 000 км замены могут потребовать рулевые тяги.
Во всем остальном Hyundai Accent — образец надежности в своем классе. И поскольку за условные 200 000 рублей можно встретить немало ухоженных экземпляров с пробегами до 130 000 км, именно этот автомобиль кажется мне лучшим выбором в рамках наших вводных. Accent свежее первого Фокуса, надежнее Ланоса, дружелюбнее Логана и гораздо практичнее троицы Matiz-Spark-Picanto.