В России есть единственный участок железной дороги с левосторонним (или, как говорят железнодорожники – левопутным) движением. Это Москва – Рязань. Разбираемся, почему так получилось и как левопутное движение после Рязани становится правопутным.
Движение поездов на железной дороге в России организовано так же, как на автомобильных дорогах. Поезда идут по правому пути. Соответственно, если вы сидите слева по ходу движения, то видите в окно встречный путь и проносящиеся навстречу поезда. То есть нормальное для России движение такое:
Участков пути, где все наоборот, не так много. Есть несколько совсем небольших отрезков, например, электрички с Ленинградского вокзала Москвы до станции Петровско-Разумовской (там всего три остановки) следуют в режиме левопутного движения.
А уж чтобы движение по целой железной дороге было организовано шиворот-навыворот, такое есть только на отрезке Москва – Рязань.
Сейчас это участок железной дороги, по которой из Москвы ходят поезда южного направления. Если вы едете с Казанского вокзала Москвы или из Петербурга на юг (в частности, к Черному морю – в Крым или Краснодарский край) – вы, скорее всего, поедете тут. На сегодняшний день московско-рязанская линия считается самой загруженной в столичном регионе.
Дорога строилась поэтапно. Сперва от Москвы до Коломны (1862), потом до Рязани (1864). Эта два участка проектировали англичане, а в строительства помогали французы, поэтому сделали они все на свой манер, как привычно было им, то есть организовали движение по левой стороне. В Российской Империи тогда еще дороги были частными и настучать по голове проектировщикам за то, что те отступают от зарождающихся традиций, правительство не могло.
Кстати, если с англичанами все понятно – у них и машины ходят по левой стороне, то с французами интересно. Во Франции автомобильное движение правостороннее, а железнодорожное – в основном левопутное.
Дальше от Рязани дорогу строили уже на наш манер. А чтобы поезда могли поменять направление сделали специальный мост, по которому идущий по одному из путей поезд переходит над встречными рельсами.
В советское время рассматривалась идея перестроить линию так, чтобы организовать движение по правому пути, как везде. Но в итоге от этого отказались: слишком дорого было бы переделывать инфраструктуру.
Что касается удобства такой организации движения, то по этому поводу в Сети не стихают споры. Главный аргумент противников левопутного движения: мол, пешеходы, переходя через рельсы, по привычке сперва смотрят направо, а потом налево, а тут надо делать все наоборот.
Обычно контраргументов два. Во-первых, кто живет на рязанском направлении, уже привык смотреть сперва направо. А, во-вторых, даже переходя классическую железную дорогу с правопутным движением надо держать ухо востро и смотреть в обе стороны, потому что поезд в теории может поехать откуда угодно и даже вагонами вперед.