При запуске речи моторная имитация - один из важных пунктов. Давайте разберемся для чего она вообще нужна и как ее освоить.
Моторная имитация - способность одного человека повторять движения другого человека. В первую очередь она нужна для:
- развития речи;
- обучению бытовым навыкам;
- игре и коммуникации (подражание играм, поступкам);
- занятию спортом и танцами.
Моторная имитация для речи нужна, потому что:
- речь - сама по себе имитативная деятельность;
- чтобы развить речь и поставить звуки, нужно пройти длинный путь: от имитации движений крупной моторики, через имитацию движений мелкой моторики к имитации движений языка и губ.
Преграды:
- нарушение визуального восприятия (ребенок плохо считывает движения взрослого);
- моторная неловкость (мозг плохо координирует движения);
- сенсорная чувствительность (некоторые движения, например пальчиковые игры, и подсказки могут быть неприятными ребенку и вызывать протест или возбуждение).
Если моторная имитация для ребенка сложна, то обучение начинается с простого: выбирают одно-два движение крупной моторики, например, похлопать в ладоши или постучать по столу. Можно взять какое-либо любимое движение ребенка, если оно относится к крупной моторике.
Один взрослый дает ребенку инструкцию: "Сделай так!" и показывает движение, второй встает за спиной ребенка и выполняет этот движение руками ребенка. Постепенно подсказку и помощь второго взрослого убирают.
Параллельно тренируются навык визуального восприятия, который связан с навыком моторной имитации, и понимание речи. Со временем, ребенок должен понимать такие команды, как "попрыгай", "похлопай", "покажи язык", знать части тела: "рука", "нога", "голова", "палец" и т.п. Это поможет в ваших занятиях.
Если какие-либо движения вызывают протест или перевозбуждение, то на первом этапе мы их убираем. Вводим постепенно, используем сенсорные игры и массаж пальцев суджоками.
Цели моторной имитации (по книге "Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP"):
1. 4 движения крупной моторики (руки/ноги).
2. 8 движений крупной моторики, из них 2 с предметами (постучать молотком, сделать вид, что пьешь из кружки и т.п.)
3. Спонтанная имитация движений крупной моторики в различных 5 ситуациях (ребенок должен делать это сам, по собственному желанию).
4. 20 движений крупной и мелкой моторики (пальцы).
5. 10 имитативных действий, которые требуют выбора предмета из набора (например, постучать по барабану палочками, в наборе присутствует колокольчик, палочки и чашка).
6. 20 различных действий мелкой моторики (пальцы).
7. 10 трехкомпонентных действий с имитацией (взять грузовик, нагрузить его кубиками, выгрузить кубики).
8. Ребенок имитирует 5 навыков в натуральной среде наблюдая за людьми, например, берет кружку и наливает туда сок.
9. Произвольная имитация любого действия взрослого с предметом, например, пытается запустить сложную игрушку.
Как ни странно , в "Программе оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP" не дают рекомендаций по введению имитации движений языка и губ. Пробовать эти движения можно, когда освоено хотя бы 4 движения крупной моторики. Первые упражнения: показать язык, прикусить язык, дуть и т.п. Вы найдете много таких упражнений в отечественных книгах.
Когда ребенок выучит первые несколько простых движений, лучше всего, учить дальше полезные. Например: вытереть лицо салфеткой, вытереть стол тряпкой, "почистить зубы", помахать "привет" или "пока", показать "во" (палец вверх), показать "фу" (палец вниз). Если ребенок глухой/не понимает речь, целесообразно также вводить для имитации жестовый язык.
Меня упрекнули, что я недооценила отечественную педагогику, которая прекрасно и в полном объеме дает навык моторной имитации. В стране прекрасных эльфов может быть так и есть, но не в нашем случае.
Не в состоянии добиться от моего сына имитации движений языка и губ, логопед принесла нам список движений имитации крупной моторики и имитации с предметами по ABA. Она ничего нам не объяснила, а просто сказала: "Ну давайте вы разучите хотя бы два движения к следующему занятию". Мы учили одно движение месяца 3-4, потому что не знали вот этой вот штуки с двумя взрослыми. С началом ABA-терапии проблема имитации была решена.
Сейчас сын:
- танцует и показывает пальчиковые сказки, повторяя движения за педагогом;
- имитирует движения языка (ставим букву "ш");
- играет в пальчиковые игры по такой книжке, как я сфотографировала выше.
Есть небольшие проблемы: мой ребенок по-прежнему путает большой и указательный палец, но это же совсем не тот ноль, что был у нас 2 года назад.
ЗЫ: В комментах я разместила огромный список движений для имитации.