Серьезным недостатком крылатой пехоты времен Великой Отечественной войны было, то что после приземления она становилась обычной пехотой. Даже хуже того – пехотой без тяжелого вооружения. Не было у них ни танков, ни артиллерии, ни автотранспорта. Возможно было доставить кое-что на самолетах посадочным путем, но для посадки не всегда имелись условия. Противник же, оправившись от «как снег на голову», бросал на уничтожение десанта превосходящие силы, в том числе бронетехнику, противопоставить которой парашютистам было попросту нечего. Эту проблему в СССР поняли еще до войны. Уже весной 1941 года группа конструкторов в составе Е.В. Чарнко, И.А. Комарицкого и В.И. Шелкова на заводе № 8 в подмосковном Калининграде приступила к проектированию 37-мм легкой противотанковой пушки для ВДВ.
Уже в июле того же года были готовы два образца: ЧКШ-1 и ЧКШ-2. На испытаниях орудия показали недостаточную бронепробиваемость и ненадежность конструкции. Проект предложено доработать, для чего было создано специальное КБ – ОКБЛ-46, которое возглавил Чарнко.
Доработанная конструкция под обозначением ЧК (непонятно, куда делся Шелков) поступила на полигонные испытания в августе 1942 года. Для увеличения начальной скорости снаряда удлинили ствол и оснастили его уникальным дульным тормозом. Сама конструкция орудия весьма интересна: откатную энергию гасил не только дульный тормоз, но и специальное «тяжелое тело», которое надевалось на ствол под коробчатым кожухом. При выстреле ствол окатывался назад на 90-100 мм, а «тяжелое тело» на 1050-1070 мм. Пружиной накатника «тело» возвращалось в исходное положение.
Вертикальная наводка осуществлялась при помощи подъемного механизма. По горизонтали поворачивалась свободно, «по-пулеметному». Пушка разбиралось на три части: орудие, двухколесный станок и щит. В собранном положении транспортировать ЧК допускалось только силами расчета. Передвижения на мехтяге станок не выдержал бы. Перевозка на дальние расстояния должна была осуществляться в кузове транспортного средства. Расчет орудия состоял из четырех человек. В боекомплект входили осколочные, бронебойные и подкалиберные снаряды.
Испытания вновь прошли неудачно. Был выявлен ряд конструктивных недостатков, много было и брака.
Новый вариант – ЧК-М1 был готов только к весне 1944 года. Пушка получила еще более мощный дульный тормоз, кожух был уже цилиндрической формы. На испытаниях орудие продемонстрировало бронепробиваемость с 500 метров бронебойным снарядом – 46 мм, подкалиберным – 86 мм. Собственный вес со станком и щитом составил 209 кг, что вполне устроило заказчика. Успешно прошли испытания по десантированию орудия с самолетов. В июне 1944 года ЧК-М1 было принято на вооружение как «37-мм авиадесантная пушка образца 1944 года».
Помимо десантников, им планировали вооружить мотоциклетные батальоны механизированных соединений. Для этих целей пушка устанавливалась на автомобили «Виллис» и ГАЗ-64. Был даже вариант установки орудия в специальную коляску мотоцикла.
Всего было изготовлено 472 единицы. Сведений о боевом применении, как и о том, поступили ли эти орудия на фронт вообще, обнаружить не удалось.
Фото из открытых источников