Найти тему
Туман войны

Одна из самых неизвестных, но интересных советских серийных артсистем ВОВ

Авиадесантная пушка ЧК
Авиадесантная пушка ЧК

Серьезным недостатком крылатой пехоты времен Великой Отечественной войны было, то что после приземления она становилась обычной пехотой. Даже хуже того – пехотой без тяжелого вооружения. Не было у них ни танков, ни артиллерии, ни автотранспорта. Возможно было доставить кое-что на самолетах посадочным путем, но для посадки не всегда имелись условия. Противник же, оправившись от «как снег на голову», бросал на уничтожение десанта превосходящие силы, в том числе бронетехнику, противопоставить которой парашютистам было попросту нечего. Эту проблему в СССР поняли еще до войны. Уже весной 1941 года группа конструкторов в составе Е.В. Чарнко, И.А. Комарицкого и В.И. Шелкова на заводе № 8 в подмосковном Калининграде приступила к проектированию 37-мм легкой противотанковой пушки для ВДВ.

Уже в июле того же года были готовы два образца: ЧКШ-1 и ЧКШ-2. На испытаниях орудия показали недостаточную бронепробиваемость и ненадежность конструкции. Проект предложено доработать, для чего было создано специальное КБ – ОКБЛ-46, которое возглавил Чарнко.

ЧК на ГАЗ-64
ЧК на ГАЗ-64

Доработанная конструкция под обозначением ЧК (непонятно, куда делся Шелков) поступила на полигонные испытания в августе 1942 года. Для увеличения начальной скорости снаряда удлинили ствол и оснастили его уникальным дульным тормозом. Сама конструкция орудия весьма интересна: откатную энергию гасил не только дульный тормоз, но и специальное «тяжелое тело», которое надевалось на ствол под коробчатым кожухом. При выстреле ствол окатывался назад на 90-100 мм, а «тяжелое тело» на 1050-1070 мм. Пружиной накатника «тело» возвращалось в исходное положение.

Пушка ЧК-М1
Пушка ЧК-М1

Вертикальная наводка осуществлялась при помощи подъемного механизма. По горизонтали поворачивалась свободно, «по-пулеметному». Пушка разбиралось на три части: орудие, двухколесный станок и щит. В собранном положении транспортировать ЧК допускалось только силами расчета. Передвижения на мехтяге станок не выдержал бы. Перевозка на дальние расстояния должна была осуществляться в кузове транспортного средства. Расчет орудия состоял из четырех человек. В боекомплект входили осколочные, бронебойные и подкалиберные снаряды.

Испытания вновь прошли неудачно. Был выявлен ряд конструктивных недостатков, много было и брака.

Новый вариант – ЧК-М1 был готов только к весне 1944 года. Пушка получила еще более мощный дульный тормоз, кожух был уже цилиндрической формы. На испытаниях орудие продемонстрировало бронепробиваемость с 500 метров бронебойным снарядом – 46 мм, подкалиберным – 86 мм. Собственный вес со станком и щитом составил 209 кг, что вполне устроило заказчика. Успешно прошли испытания по десантированию орудия с самолетов. В июне 1944 года ЧК-М1 было принято на вооружение как «37-мм авиадесантная пушка образца 1944 года».

ЧК-М1 на "Виллисе"
ЧК-М1 на "Виллисе"

Помимо десантников, им планировали вооружить мотоциклетные батальоны механизированных соединений. Для этих целей пушка устанавливалась на автомобили «Виллис» и ГАЗ-64. Был даже вариант установки орудия в специальную коляску мотоцикла.

ЧК-М1 на мотоцикле
ЧК-М1 на мотоцикле

Всего было изготовлено 472 единицы. Сведений о боевом применении, как и о том, поступили ли эти орудия на фронт вообще, обнаружить не удалось.

Фото из открытых источников