Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Инспектор уголовного розыска" (СССР, 1972): спор о детективе

Инспектор уголовного розыска. СССР, 1972. Режиссер Суламифь Цыбульник. Сценаристы Михаил Маклярский, Кирилл Рапопорт. Актеры: Юрий Соломин, Евгения Ветлова, Николай Лебедев, Борис Зайденберг, Александр Голобородько, Владимир Заманский, Михаил Водяной и др. 40,9 млн зрителей за первый год демонстрации.

-2

Вряд ли кто-то из современных читателей вспомнит режиссера Суламифь Цыбульник (1913-1997): фильмов она поставила всего семь, и из них только один – «Инспектор уголовного розыска» (1972) сумел войти в сотню самых популярных советских фильмов.

-3

И вот этот фильм, как выясняется, зрители не забыли и сегодня, как всегда разделившись на его сторонников и противников (далее цитируются отзывы на порталах кинотеатр.ру и кинопоиск).

«За»:

«Детективно-криминальный жанр всегда был в почёте у советского кино. Главная причина этого - воспитательно-назидательный характер подобных картин. В какой-то степени все они довольно 'однобоко' изображали как сотрудников милиции, так и 'уголовный элемент'. В показе и тех и других можно легко заметить некую условность: сотрудники милиции отчасти идеализируются, преступники, напротив, наделяются крайне отрицательными чертами. Мастерство режиссёра заключается в том, чтобы найти подходящего актёра, который бы максимально точно соответствовал прописанному в сценарии типажу. Суламифь Цыбульник таких актёров нашла» (Фридмон).

«Спокойный и неспешный детектив. Симпатичный дуэт Соломина и Ветловой. Мне нравится Ветлова, жаль, что она мало снималась» (Е. Ильхман).

-4

«Против»:

«Если бы все инспектора были как герой Соломина, то ни одно дело бы ни раскрывалось. Любят у нас показывать, как следователь – инспектор - оперуполномоченный занимается одним делом, обдумывает его и так, и этак, во всем сомневается и проч. А здесь еще и "дама сердца" косвенно связана с бандитами. Кстати, Ветлова тут не понравилась - очень красивая женщина, но уж очень много кричит, причем с какой-то необоснованной злостью» (А. Лепесткова).

«Калька с ихних неонуаров: чёрно-белый минимализм, роковая женщина, жалюзи на окнах, тень от вентилятора на стене (как должен быть поставлен свет чтобы тень была на стене?)» (Егерь 11).

Итак, это были мнения кинозрителей…

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?