Найти тему
Денис Фон Мекк #ДАфМ

Расстрелять нельзя помиловать. (Железный Феликс)

в 1929 году после 17 обысков и арестов, многих месяцев на Лубянке, был расстрелян Николай...
Николай Карлович фон Мекк - сын российского железнодорожного первопроходца Карла Федоровича фон Мекка и Надежды Филаретовны фон Мекк - известной меценатки Чайковского, Дебюсси, Н.Рубинштейна, Пахульских, Венявского и др.
Николай Карлович - "
Энергичный и вечно деятельный" - так его описывали современники. Основной преемник железнодорожного дела отца. Прошел путь от кочегара, машиниста, причем не на "своей" дороге, кассира, смотрителя, ревизора и т.д., до председателя Правления Московско-Казанской железной дороги (МКзЖД), коим был избран 1 мая 1892 года и оставался им до национализации дороги в 1918 году. МКзЖД стала при нем истинно лидирующей частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличение длинны путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников. Крупнейшая частная компания России - в 1913 году капитал 215 млн. с доходностью 15%.

Украсил Москву Казанским вокзалом, на который привлек Щусева, Кустодиева, Билибина, Рериха, Лансере, Серебрякову и др . Еще до революции разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового. Будучи юристом по образованию сам разрабатывал паровозы, а в военные годы бронеавтомобили для железных дорог. Начал строить город-сад для служащих Московско-Казанской дороги на 10.000 чел.(!!) (ныне Жуковский). В Великую войну был назначен уполномоченным министерства Земледелия по снабжению армии продовольствием - неоднократно благодарственно упоминался в письмах Императрицы Александры Федоровны к Императору Николаю Александровичу.
Кроме железных дорог был известен в автомобилизме - первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов. В воздухоплавании - организатор первого перелета СПб - Москва, заместитель Председателя Московского общества воздухоплавания, коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловозов, хозяин коннозаводов, выращивал клубнику, абрикосы и персики в Подмосковье, да такие, что их покупал Елисеевский гастроном! Сконструировал и построил "агрономический поезд" с вагонами-музеями и вагонами-лекториями, который проехал по 7 губерниям и обучил
более 50.000 крестьян агронаукам. Призер сельскохозяйственных выставок, крупнейший коллекционер живописи, руководил складами ЕИВВК Елизаветы Федоровны, которая охарактеризовала его как "честнейшего слугу царю и отечеству", более 20 лет был ближайшим ее помощником в благотворительной деятельности. Был вхож к Императрице.
Оба сына вольноопределяющиеся офицеры погибли. Младший
Аттал - в Брусиловском прорыве, старший Марк - в гражданской.
После революции не уехал, остался помогать стране развивать транспортную систему, репрессирован, расстрелян...
За две недели до расстрела сказал навестившей в тюрьме его дочери: "
ДОЧЕНЬКА, ТОЛЬКО НЕ НАДО ЗА ВСЕ ЭТО НЕНАВИДЕТЬ СВОЮ СТРАНУ".

Н.К. фон Мекк. Кустодиев, 1913 к 50-летнему юбилею.
Н.К. фон Мекк. Кустодиев, 1913 к 50-летнему юбилею.


Известны два портрета Николая Карловича фон Мекка кисти Б.М. Кустодиева 1912 и 1913 годов, а также его членов семьи и усадьбы в Воскресенском (в которой потом жил с 1918 по 1946 всероссийский староста М.И. Калинин)
Больше на
fb.com/vonmeckinfo
ВЫШЛА НОВАЯ КНИГА О НЕМ:
http://von-meck.info/kak-ya-ikh-pomnyu