Найти в Дзене
ПостНаука

Какими были средневековые ордалии?

Ордалии (judicium Dei) — это система судебных доказательств, принятая в Западной Европе в раннее Средневековье и существовавшая преимущественно до XIV века. Традиционно считается, что они применялись при обвинительной процедуре (accusatio), которая предполагала, что единственным судьей как в гражданских, так и в уголовных процессах являлся сам Господь.

Исследователи традиционно выделяют три вида средневековых ордалий. Двусторонние (активные) ордалии предполагали участие в испытании сразу и обвинителя, и обвиняемого. К ним относился, в частности, судебный поединок (purgatio vulgaris), на котором с оружием в руках сражались противоборствующие стороны или их законные представители («чемпионы»). Если побеждал обвинитель, ответчика ждала неминуемая кара. В обратной ситуации доносчик сам оказывался в роли преступника, и его судили за лжесвидетельство. На протяжении всего Средневековья судебный поединок оставался одной из самых распространенных ордалий на всей территории Европы. Менее известным являлось двустороннее испытание крестом (judicium crucis), которое проводилось в церкви. Здесь обвинитель и обвиняемый должны были встать друг напротив друга рядом с распятием и скрестить руки на груди: тот, кто опускал руки первым, считался проигравшим. Такой вариант ордалии был распространен, в частности, на территории современных Англии, Ирландии и Дании.

Значительно более активно в эпоху Средневековья использовались односторонние (пассивные) ордалии, являвшиеся также самыми разнообразными. Обвиняемый мог предложить суду испытать его посредством каленого железа (ferrum candes, ignitum): брусок следовало определенное время подержать в руке, и, если через три дня на коже не оставалось никаких следов от ожога, человек признавался невиновным. На тот же эффект была рассчитана и ордалия кипятком (aqua fervens), в который нужно было опустить одну или обе руки. Иногда также подобная ордалия предполагала использование лемехов плуга (examen vomerum ignitorum), которые раскаляли добела и на которых ответчику следовало простоять какое-то время босиком. Более сложным вариантом считалась ордалия холодной водой (aqua frigida), когда обвиняемого на веревке опускали связанным в близлежащий водоем и наблюдали за его «плаванием». Если человек начинал тонуть, его объявляли невиновным, в обратном случае приговаривали как преступника. Весьма специфичной являлась и ордалия хлебом и сыром, когда подозреваемому перетягивали желудок и заставляли проглотить определенную меру съестного; те же правила действовали и в том случае, когда в горло ему вливали воду или иное питье. Такие испытания получили особую популярность, к примеру, на территории современной Италии.

Наконец, в отдельную группу выделялись «Божественные» ордалии, или ордалии чудом. К примеру, считалось, что на целование креста (иконы) в церкви или на посещение могилы святого может отважиться лишь невиновный человек. Точно так же только он побеждал при бросании жребия или иных вариантах гадания.

Подробнее об ордалиях рассказывает историк Ольга Тогоева