Добрый день дорогие читатели. Недавно у моих приятелей ребенку поставили диагноз ранний аутизм. Честно скажу, раньше я никогда не сталкивался с подобным явлением и даже не представлял, насколько особенными являются детки с аутизмом. Не стоит причислять их к душевнобольным или людям с кардинальными отклонениями в развитии.Ранний детский аутизм крайне редко диагностируется в чистом виде. Гораздо чаще детям ставят расстройство аутического спектра, потому что это явление у каждого проявляется совершенно в разной форме и степени.
Как у любого эмоционального расстройства у аутизма проявляются свои ключевые особенности и характеристики. Допустим, если взять и сравнить 10 разных детей, они будут совершенно непохожими друг на друга. Кто-то любит активные игры, кто-то рисует или вышивает, кто-то может часами находиться наедине с самим собой... И всё это отражение человеческой индивидуальности.
Признаки аутизма в зависимости от возраста
Когда речь идёт о признаках аутизма, идентифицировать это расстройство на ранних этапах достаточно просто. Я был в гостях у приятеля, и даже не являясь специалистом в этой области смог определить, что у ребёнка расстройство аутического спектра, как сегодня это принято называть.
Хочу отметить основные (общие не зависимо от возраста) признаки детского аутизма:
- Невозможность установки контакта с окружающими.
- Эти дети совершенно не реагируют на вопросы, похвалу или упрёки. Они словно живут в своём закрытом мирке.
- Игнорирование явных сигналов опасности. Даже самая явная опасность, допустим, следующая по дороге машина или открытый люк на дороге не вызывают у ребёнка никаких предостережений и страхов.
- Нарушена речь, жесты и мимика.
- С ребёнком сложно установить зрительный контакт как таковой, чаще всего он смотрит в сторону либо словно сквозь тебя.
- Представление о собственном «Я». Чаще дети говорят о себе в 3 степени и не могут сказать «я хочу кушать» или «я хочу гулять». Дети с расстройством аутического спектра говорят «Женя хочет кушать», «Женя хочет гулять».
- Необычная реакция на обычные эмоции. Допустим, на смех могут реагировать слезами, а на слёзы – смехом.
- Интересы предначертаны и стереотипны.
Симптомы очень зависят от возраста ребенка.В раннем периоде до 1 года аутизм проявляется такими основными моментами:
- Ребёнок постоянно крутит в руке или вещает какой-то предмет.
- Не любит объятий.
- С ним нельзя установить зрительный контакт.
- Часто бывает излишне привязан к одной игрушке или предмету.
- Сильно реагирует на любые изменения в окружающем его мире.
- Необычно проявляет исследование предметов и окружающих людей, может их нюхать, кусать, облизывать.
- Играет чаще сам, не требует к себе внимания.
- Отсутствие ярких эмоций.
- Не реагирует на слова взрослых, словно живёт в своём закрытом мире.
- Один навык ярко выражен, остальные притуплены.
Дети 1 до 3 лет также имеют свои характерные признаки:
- Не реагирует на сверстников, сложно устанавливает контакт.
- Не понимают слова «Я», говорят о себе в третьем лице.
- Совершают разные необычные телодвижения, допустим, ходят на пятках или на цыпочках.
- Эмоционально реагирует на простую ситуацию.
- Предпочитают быть одни, не устанавливают социальные связи.
- Никак не реагируют на чужую радость или боль, такое чувство, что они живут в своём мире и совершенно безразличны к окружающим.
- Всё воспринимают буквально, не понимают шуток и веселых игр.
- Часто используют обычные игрушки не по назначению.
- Привязываются к одному предмету и не хотят менять сферу интересов.
- Приступы необоснованной агрессии.
- Плохой сон.
После 4-х лет признаки аутизма выражаются еще более ярко.
Все вышеописанные аспекты повышаются в несколько раз. Если вовремя не обратить внимание на тревожные звоночки, то в возрасте 5-6 лет симптомы могут привести к глобальным последствиям, а коррекция будет невозможна.
Для того чтобы провести диагностику не нужно никаких особых навыков или умений. Достаточно будет простого наблюдения за ребенком в обычной для него среде и диалога с родителями.
Коррекция и лечение
Что касается лечения и коррекции данного синдрома, то их сегодня существует огромное количество. Если речь идёт о малышах до 1 года, то родителям рекомендуется больше времени проводить с ребенком, брать его на руки, говорить, целовать, обнимать.
Если видят, что ребёнок устает, нужно чередовать периоды активности и отдыха. Больше общаться с малышом, обмениваться карточками с тематическими рисунками.
Обязательно уделять внимание физкультуре, делать зарядку и укреплять физически. Инициативу малыша нужно поддерживать, а не подавлять. Также нельзя резко менять обстановку и привычки малыша. Идеально если у ребёнка будет строгий распорядок дня, которому он будет следовать.
Что касается медикаментозного лечения, оно прописывается в каждом индивидуальном случае, но никаких особых психотропных препаратов не содержит. Терапия направлена на восполнение недостатка витаминов, омега три жирных кислот, иммуностимуляцию и так далее. Также сегодня часто применяется кинезитерапия, иппотерапия, музыкотерапия и так далее.
Здесь нет одного определенного ответа на вопрос о том, что лучше подойдет ребенку, страдающему аутизмом. И в каждом конкретном случае нужно подбирать свои определенные методики.
Надеюсь, эта статья была вам полезна. Если это так, делитесь своими комментариями и подписывайтесь на мой блог. До скорого!