Найти в Дзене
Shmandercheizer

Как возникает страсть к играм (цикл Games).

В качестве эпиграфа: "Мы не знаем языка для страстей, которых не испытываем" (Клод Гельвеций).

Компьютерные игры все большее место занимают как в массовой культуре, так и в жизни отдельных людей. И в связи с карантинными мерами, многие потратят многие часы именно на игры, а не книги, фильмы и беседы. Из своих заметок о психологии игр, о структурах и тенденциях, о проблемах этики в них я решил сделать небольшой цикл текстоов, посвященных самым разным аспектам игр.

 
 

Мой стаж геймера на сегодня составляет добрую половину жиизни (все началось с далеких 90х с приставок – от винрарной ZX Spectrum до PS1). Игры сыграли значительную роль в моей жизни, и я никогда не жалел потраченного на них времени. Одним из первых уроков от старших товарищей после появления у меня первого Пентиума, был такой «только ламеры ставят игрухи туда, куда предлагает инсталлятор, у нормального пацана всегда есть корневая папка «games»». С тех пор такая папка неизменно существует на каждом моем компьютере, именно поэтому цикл и будет назваться так же. Но в данном цикле я буду опираться не только на свой субъективный опыт, но и на (скромные) познания в науках о мозге и поведении, психоанализе, социологии и эстетике.

Как ни странно, но в отношении компьютерных игр до сих пор существует предубеждение, что это несерьезно. Действительно, подумаешь миллиардные обороты и влияние на массовую культуру. Да и всего какие-то жалкие 50-60% жителей развитых стран, а в интернете и вовсе скудные 1,2 миллиарда игроков. В общем мелочь какая-то. О телевидении и кино написаны десятки исследований, в т.ч. подробно разбирающие их влияние, однако тот факт, что начиная с 80-х, почти все тренды и традиции в культуре, искусстве, медиа нашли отображение в видеоиграх, почему-то до сих пор многими игнорируется. Даже появление такой дисциплины как games studies не сильно поменяло распространенное мнение о том, что изучать нужно что-то более важное (для народного хозяйства).

Удивительно и то, что серьезные и умные тексты мало восстребованы среди самих геймеров в России. Большая социальная группа с общими интересами – это сила, способная те самые интересы лоббировать, но ничего похожего у нас нет. Кто больше всего в стране пишет про игры? Неожиданно это доморощенные психологи и бездарные моралисты, которые связывают компьютерные игры со всеми грехами без какой-либо логики или аргументации. В то время как сами геймеры даже не пытаются повлиять на эту травлю. Для сравнения, в США, где гораздо большие проблемы с подростковым насилием, даже упоротые бихейвористы очень аккуратны в своих выводах и формулировках о психике геймера.

Существуют единичные попытки журналистов, обозревателей или простых геймеров как-то структурировать свой опыт. Но это задача для гуманитария с хорошим теоретическим аппаратом и широким кругозором, а не для технаря, не способного проблематизировать очевидное (в идеале еще лучше программер со знанием методологии, опытом геймера и игродела). Обычно обобщения таких обозревателей остаются на уровне банальностей в духе «в игре есть цели, задачи, средства и интерактив, все вместе – это интересно и занимательно». Без удивительного артикля «бля» такое читать невозможно.

К сожалению в данном случае человек, погруженный в гейминг, иллюстрирует собой парадокс рыб, ничего не знающих о воде. По большому счету, видеоигры – это повседневность, которая на всех влияет по-разному. В одном случае – это всего лишь случайно выбранный способ убийства времени (казуалки), в другом – настоящее увлечение и страсть, в третьем – профессия и образ жизни (киберспорт, гейм-строение и дизайн и т.д.). Наибольший интерес в данном случае вызывает второй вид, а также его отношения с профессионалами, ведь именно они в конечном счете и оказывают, и испытывают серьезное влияние от игр, транслируя в окружающую среду все то, что происходит в виртуальном мире.

Мне всегда казалось, что компьютерные игры – серьезное дело. Возможно, поэтому я считаю, что и геймерам, и игроделам будет нелишней хоть какая-то теоретизация данной сферы. В то же время и без рассуждений игры для меня самостоятельный и самоценный опыт жизни, позволяющий побыть кем-то еще. Я вообще с трудом представляю, что хоть немного развитый интеллект может довольствоваться только «бытием самим собой». И мне не нравится стремление демонизировать игры. Причем не потому что я считаю игры безобидными (а это не так и я напишу об этом), а потому что считаю «демонизаторов» недалекими людьми, не способными анализировать и понимать.

Игра интересна тем, что ты принимаешь решения, и некоторые последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Игры меняют мир и меняют нас. Несмотря на это, принимать игры – это в некотором смысле и означает принимать со всей серьезностью тот факт, что человек – существо выбирающее, в том числе и основания своего выбора, каким бы проблематичным ни был этот выбор (а он никогда не прост и свободен). Игры серьезно повлияли на мои представления о том, как я хотел бы измениться. Именно поэтому я стремлюсь понять их, видя в них силу и возможности, а не опасности или потерю времени. Так что если кто-то вам говорит, что игры ничего не значат или наоборот зомбируют и разрушают вас – не стоит слушать. Лучше сыграйте сами на свой страх и риск.

В общем, продолжение следует или что более привычно «please wait…»