В первой части мы возвращались домой из Турочакского района Республики Алтай через Кемеровскую область и пересекли Горную Шорию, угледобывающие районы Кузбасса, а также Салаирский кряж по дороге "Алтай-Кузбасс". И происходило это зимой (вторая половина зимы - ранняя весна).
Сейчас же мы посетим Маслянинский район Новосибирской области, причём побываем там в разные времена года.
Возвращаясь с Алтая в Новосибирск, попасть в Маслянинский район можно как с трассы Р-256 (М-52), свернув на Маслянино через Черепаново, так и с трассы "Алтай-Кузбасс" через сёла Пещерка, Гуниха (Алтайский край), Дресвянка (Новосибирская область). Во обоих случаях это может стать продолжением маршрута описанного в предыдущей части, а также стандартного маршрута по Р-256 (М-52).
Около Пещерки находится живописный водопад, несколько летних и зимних фотографий которого есть в конце первой части.
Если в первом варианте вы едете по асфальту (делая большой крюк), то во втором дорога между Гунихой и Дресвянкой может выглядеть примерно так:
Или хуже, или лучше. Насколько регулярно её чистят зимой я не знаю, но как-то раз в начале марта проезжал нормально.
Зато в конце мая - начале июня граница Алтайского края и Новосибирской области именно по этой дороге выглядит так:
Если мы всё-таки поехали через Дресвянку, то имеет смысл заскочить на Перебор. Когда-то здесь была деревня около брода через Бердь и крупнейшая в районе мельница (село Перебор официально упразднено в 2010, но фактически исчезло гораздо раньше) . А в 50-е годы прошлого века тут построили плотину и Маслянинскую ГЭС мощностью 600 кВт. Когда в 70-е годы район подключили к единой энергосистеме, потребность в ГЭС отпала, но старая плотина стоит до сих пор. В 2019 году плотину осматривала комиссия от областной администрации на предмет восстановления и использования для регулирования паводков.
Если подъезжать к плотине с этой стороны (через Малую Томку), есть нюанс: рядом находится база под названием "Перебор" с не очень дружелюбным персоналом и всё перегорожено шлагбаумами, пробраться к плотине можно только у самой воды и не без вопросов со стороны "охраны". Правда, по состоянию на осень 2019 (информация от одного из блогеров здесь на дзене) база тоже заброшена. На базе, кстати, было что-то вроде музея старых советских автомобилей.
К плотине можно подъехать и с другого берега через Маслянино, но там надо будет преодолеть 10-15 км разбитой лесовозами дороги.
Ну а если мы поедем в Маслянино через Черепаново, то вот несколько видов с дороги.
Лето:
Зима:
Далее наш путь лежит на речку Суенга. На реке около одноимённого села в те же 50-70 годы была ещё одна малая ГЭС (300 кВт), от которой осталась плотина и красивый пруд. Чуть ниже плотины на реке есть несколько живописных порогов высотой до 1,5 метров, на которых весной тренируются туристы-водники. А когда уровень воды спадает, на скальном ложе реки кое-где остаются заполненные водой "ванночки".
В 10 километрах отсюда находится село Егорьевское - центр золотодобычи Новосибирской области. Разработка золотых приисков ведётся с 1830 года. А в 3 километрах от Егорьевского расположена Егорьевская (Суенганская) пещера, самая длинная в Новосибирской области и вторая по протяжённости на Салаирском кряже. Протяжённость пещеры 208 метров, глубина 33 метра, несколько небольших гротов и один высотой 11 метров, 1 категория сложности.
Зима на Суенге.
Чьи-то следы внезапно обрываются в никуда.
Едем дальше до села Дубровка. Прежде чем пересечь Салаирский кряж по таёжной дороге Дубровка - Конево, свернём в сторону села Петени к заброшенному мраморному карьеру.
В отличие от более известного и более близкого к Новосибирску Искитимского (Шипуновского) карьера (белый мрамор, тоже заброшен), здесь цвет камня варьируется от светло-розового до тёмно-красного с большим разнообразием рисунков. Также, в отличие от Искитимского, этот карьер ещё не зарос деревьями и тут нет "наскальной живописи" в стиле "здесь был Вася". И окружающие пейзажи поинтереснее искитимских.
В мрамор впечатались останки древних морских обитателей - ракушки, кораллы. Получились вот такие "зубастики".
В 2010-2013 годах в карьере ещё стояла техника, потом её вывезли.
Мраморные блоки выпиливали вот такими камнерезными машинами.
Возвращаемся в Дубровку и направляемся на север, по таёжной дороге, пересекающей Салаирский кряж, котороя выведет нас на трассу "Ленинск-Кузнецкий - Новосибирск" около села Конево.
В первой части мы уже пересекали Салаирский кряж по дороге "Алтай-Кузбасс" с востока на запад.
Дорога в своей высшей точке проходит через высоту 490 метров, что всего на 4 метра ниже главной горы Новосибирской области - Пихтового гребня (494 м). Пихтовый гребень находится километрах в 30 к западу и увидеть его отсюда невозможно, зато база с горнолыжным комплексом под названием "Пихтовый гребень" будет у нас практически по пути - через 2/3 дороги слева в посёлке Мирный. Народ, приезжающий на базу, наверное удивляется, что до одноимённой горы пешком/на лыжах по тайге и за день не доберёшься :)
Многие считают Пихтовый гребень высшей точкой Новосибирской области, но это не так. Высшая точка (502 метра) находится на самом юго-востоке области, в 8 километрах от места где сходятся границы Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края. Высота 502 представляет собой ничем не примечательную заросшую лесом сопку, не являющуюся обзорной точкой, тогда как Пихтовый гребень - гора с лысой вершиной и ярко выраженным гребнем.
Июньские пейзажи вдоль дороги. На первом фото на заднем плане видна земляная насыпь - это золотодобытчики пейзаж подпортили.
Дорога через Салаирский кряж. Зима.
Вот так едешь в марте по тайге, вперёд 500, назад 500, а там наряженная новогодняя ёлка :)
Продолжение "неалтайских зарисовок" планируется, но не очень скоро, так как требуется доснять/переснять летом-осенью некоторые места.
Места, описанные в статье, можно посетить не только возвращаясь с Алтая, но и в порядке поездки выходного дня из Новосибирска.
Читайте ещё:
Неалтайские зарисовки из путешествий на Алтай. Часть 1.
Путешествие по мартовскому Алтаю. Часть 1.
Путешествие по мартовскому Алтаю. Часть 2.
Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках
Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора