Реальное училище – роскошное для небогатой провинции здание в остромодном тогда стиле модерн у Золотых ворот - строили во Владимире «всем миром». Часть денег выделил город, остальное дали благотворители: А.Лосев, А.Никитин, М.Морозова, В.Петровский. Жертвовали от 5000 до 10000 рублей, а кто и кирпичом, как, например, Тарасов.
«Бизнес-леди» царских времен Мария Федоровна Морозова пожертвовала 5000 рублей. А была, между тем, одной из богатейших женщин России той поры – капитал сосчитали под 30 миллионов. После смерти мужа, Тимофея Саввича, Мария Федоровна возглавила главную семейную мануфактуру в Никольском Владимирской губернии, нынешнем Орехово -Зуево.
Впрочем, исследователи сообщают, что Морозова жертвовала щедро и много: в Москве и в других городах России, в том числе во Владимире оплачивала обеды в Доме трудолюбия – дважды в неделю и в память своего мужа Тимофея Саввича.
Перечислила она 5000 рублей на приют для девочек – здание приюта не сохранилось, на этом месте сейчас дом с колоннами, в котором располагается областное управление внутренних дел.
Купцы Никитины пожертвовали на строительство реального училища 10000 рублей. А чем еще, кроме взноса в строительство, нам известны Никитины? О, здесь разговор может быть особым. Андрей Никитич Никитин известен не только тем, что выкупил своего отца из крепостной зависимости и сумел из плотника выбиться в подрядчики, стать купцом и промышленником. Он строил дороги и мосты, основал бумаго-прядильную фабрику, устроив при ней больницу и воздвигнув храм.
К тому же 20 лет трудился Андрей Никитич в должности владимирского городского головы. Кстати, потратил 26 тысяч собственных средств для устройства для горожан водопровода.
Никитины на собственные средства перестроили обветшавшую Борисоглебскую церковь, жертвовали в пользу Владимирского епархиального женского училища, ставили детские спектакли, отдавали дома для приютов…
Кстати, Никитины дружили с известной во Владимире семьей Столетовых, породнились с семьей Лосевых, выдав одну из дочерей, Елизавету, замуж за Сергея Лукича.
В 1917 году, весной, газета «Старый Владимирец» сообщала о пожертвовании от П.А.Никитина 5000 рублей на нужды культурно-просветительной комиссии. Здесь речь идет уже о внуке Андрея Никитича, продолжавшего традиции благотворительности. Но уже осенью того же года случилась большевистская революция, и вскоре Никитины были арестованы.
Известны своей благотворительной деятельностью и великие владимирские огородники Муравкины.
Благодаря Прасковье Анисимовне Муравкиной в 1875 году в Успенском кафедральном соборе установили мраморное надгробие с памятным текстом о погибшей во время нашествия Батыя княжеской семье. Путеводитель по Владимиру сообщал:
«…Тщанием и усердием соборного старосты, купца В.Муравкина, невдалеке от собора (Дмитриевского) построена небольшая, в древнерусском вкусе, звонница». «Старый владимирец» в январе 1914 года сообщал, в том числе, и о том, что для проведения детской елки от Н.С.Муравкина поступил пуд конфет.
После Октябрьской революции тот же Николай Сергеевич Муравкин был лишен избирательных прав.
Любопытные факты
Любил устраивать развлечения для детей в Стрелецкой слободе и Григорий Яковлевич Люлин, а коренные владимирцы могут вспомнить и «люлинский магазин»: угол 1-й Никольской и Девической улиц. Торговали Люлины модно-галантерейными, игольными, табачными, бакалейными, гастрономическими, кожевенными и другими товарами. А также чаем, сахаром, галошами. Винами русскими и иностранными. Здание стоит до сих пор.
Благотворительностью поневоле можно назвать поступок владимирской дворянки Зинаиды Дмитриевны Рахмановой. Лишив сына наследства, свой капитал она завещала дворянскому обществу для устройства в своем доме на Студеной горе дворянской женской богадельни имени себя.