23 августа 1990 года пришли мы с помощником на явку. Дежурный по депо дает маршрут, и говорит: “ Дуйте на второй станционный путь, там уже выставляют пожарный поезд, под него локомотивная бригада загоняет электровоз. Поведёте пожарный поезд, там синтоспирт взрывается”.
Пока шли на вторую станцию, помощник всю дорогу ныл: “ Не поеду я туда, я ещё жить хочу”. Я ему объяснил, что мы туда никак не сможем попасть, ведь у нас электровоз, a подъезные пути не оборудованы контактным проводом и, чтобы подъехать к заводу для тушения нужен тепловоз. Наша задача как можно быстрее доставить пожарный поезд на станцию, а там до взрывов целый километр.
Отправились мы быстро. По опыту предыдущих учебных тревог впереди должна быть зелёная улица. Следуем на предельно допустимой скорости, подавая частые оповестительные сигналы ( сирены, как у пожарных машинах у нас нет). На втором перегоне мы с помощником за кривой увидели сигналистку. По инструкции, если всё в порядке, она должна была стоять со свернутым желтым флажком в руке, или в случае угрозы безопастности движения – давать сигнал остановки, махая круговыми движениями флажком. Но она смотрела на нас с опущенными руками и опешенным взглядом.
Меня это насторожило. Что происходило впереди, видно не было, так как после подъема начинался спуск. И тут взрыв трех петард (взрыв петарды это для машиниста сигнал остановки). Я применил экстренное торможение. Должны успеть остановиться, подумал я ( ведь петарды укладывают за 1000 метров до опасного места). Мы увидели группу путейцев, благополучно разбежавшихся. Остановиться до опасного места мы смогли. Оказывается, производилась смена фрагмента рельса, о чём нам должна была сообщить ДСП, ограничевающая перегон. В бланке предупреждения тоже записи об этом не было. Что нарушили путейцы, писать не буду. Тогда я понял, что инструкции инструкциями, а человеческий фактор никто не отменял.
Через 7 минут путейцы работу закончили. До пожара оставалось ещё два перегона, проследовали мы их без замечания. По прибытию на станцию, тепловоз прицепил наш пожарный поезд. По подъезным путям повёз его к горящему заводу, где пожарная команда приступила к тушению. Мы с помощником увидели очень много пожарных машин. Горели многотонные, высотой с девятиэтажный дом, колонны- реакторы. В них проходила бурная реакция, внутри был бензол. К нашему прибытию уже прогремело шесть взрывов таких колонн. Горели бензол, фенол, ацетон и разлившаяся нефть.
Потом я узнал, что в тушении пожара были задействованы тридцать пожарных машин и принимали участие триста человек. Пожарные прибывали из дома будучи не на дежурстве, чтобы сменить своих выбывших из строя товарищей. 160 человек попали в больницу с ожогами, травмами и отравлениями. Своими действиями они спасали наш город от экологической катастрофы. Но это уже другая история.
Автор статьи: Карим Зайнуллин.
Первый рассказ читайте здесь.
Если вам понравилась статья, поставьте палец вверх, чтобы не пропустить будущие рассказы подпишитесь на канал и нашу группу во ВКантакте!