Найти тему
Без стыда

Про женскую агрессию

Привет! Одна из моих любимых рубрик — развенчание мифов про якобы тихих, кротких женщин, которых мать-природа таковыми сделала. Мое отдельное удовольствие — узнавать от специалистов о мире живой природы и понимать, что устройство и взаимодействие в некоторых животных обществах таково, что людям и не снилось! Разнообразные инверсивные доминации, жестокость и агрессия на каждом шагу. В животном мире — это нормальное состояние как для самцов, так и для самок.

Но вот мы начинаем говорить о человеке и тут же проносится колесница бездумных мифов в духе «кроткие и тихие женщины vs. буйные агрессивные мужчины».

Нет, ребята, так это не работает.

Моана демонстрирует Мауи агрессию. И все живы
Моана демонстрирует Мауи агрессию. И все живы

Наивный взгляд обывателя порой расценивает гормональные эффекты как некоторые константы. Мол, есть тестостерон, он связан с агрессией. Но как вы могли узнать из текста «Подмоченная репутация тестостерона: так ли уж связан этот гормон с агрессией, как мы привыкли думать?» — все не так однозначно.

И точно так же, как тестостерон не обязательно делает людей агрессивными, так и эстроген вызывает самые разные поведенческие эффекты.

Эстроген участвует в процессе генерирования материнской агрессии. Но он же способен ослабить агрессию, усилить отзывычивость и улучшить степень распознавания эмоций. Оказалось, что в мозге существует два типа рецеаторов для эстрогена, они-то и регулируют его противонаправленные поведенческие эффекты (с) Роберт Сапольски, «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки»

Женская агрессия осмыслена с точки зрения эволюции

Стратегически выверенная агрессивность повышает приспособленность. Самки сражаются за ресурсы и делают это с яростью. Такое поведение чрезвычайно распространено в животном мире. Более того, существует приличное количество видов животных, чьи самки социально доминируют и в целом агрессивнее самцов. К ним относятся наши любимые бонобо, например, которых нередко называют близкородственными нам созданиями.

А если уж мы почитаем о жизни гиен, то там вообще царит такой лютый матриархат, что мужскому государству и не снилось во злейших кошмарах.

Иными словами, если ну уж очень хочется сказать, что «женщины по природе своей не агрессивны», то на официальную биологию ссылаться не стоит. Она придерживается совсем других позиций.

Другое дело, как люди учатся работать со своей агрессией в процессе социализации. Насколько она социально приемлема, когда речь заходит о мужчинах и женщинах, интегрированных в определенное устройство общества. Вот тут уже идет другой разговор. Вот только с биологией он имеет мало общего.

Миру нужно больше доброты и взаимопонимания, а не оголтелой агрессивности. И хотя сама агрессия иногда полезна, важно понимать, что нередко (не)возможность ее выражения обусловлена статусом и позицией человека. Именно поэтому, какой-нибудь подчиненный не торопится выражать «самцовую агрессию» своей начальнице или, скажем, лечащему врачу. В нашем мире социальная иерархия значит куда больше, а для агрессии важно находить социально приемлемые пути выхода. И ничего, как-то все справляемся (с попеременным успехом).

Лена Низеенко