Кто не увлекался научной фантастикой, хотя бы в юности? А что за фантастика без Ефремова, без «Туманности Андромеды», без «Лезвия бритвы», «Часа быка»?
Иван Антонович Ефремов вошел в литературу довольно поздно – уже сложившимся человеком, известным ученым-палеонтологом. Популярность пришла быстро. Но Ефремов – не просто автор интересных фантастических и исторических приключений. Он продолжает традицию социально-философской научной фантастики – традицию, связанную в первую очередь с именем Г. Уэллса.
Пожалуй, вершинами научно-фантастического творчества Ефремова стали романы «Туманность Андромеды» и «Час быка». В «Туманности Андромеды» писатель представляет свое видение будущего человечества. На Земле царит «золотой век», социальная гармония. Земля едина, нет более государственных границ. Расы и этносы органически слились в единое человечество. Свобода, равенство и братство, развитое общественное самоуправление, суперавтоматизация технологий раскрепостили творческую энергию человеческой личности. Научным поиском и творчеством живет человек будущего – равный среди равных в духовном богатстве.
Красивые и душой, и телом гиганты грядущего не стыдятся телесной наготы. Женщина будущего прекрасна и свободна. Антагонистические противоречия в обществе отсутствуют, но жизнь землян не благостно-гладкая (как у эолов в уэллсовской «Машине времени»). Научный и исследовательский поиск порождает новые коллизии. В том числе проблемы, связанные с освоением космических глубин Вселенной… Описан в романе и Остров Забвения, где вольны жить на свое усмотрение те, кто не приемлет господствующий образ жизни.
С принципиально иным обществом сталкиваются земляне-путешественники в романе «Час быка». На планете Торманс сложился тоталитарный государственный капитализм. Жители ее в основной своей массе тоже «равны». В бедности, в бессловесном бесправии. Над массой господствует, разглагольствуя о всеобщем благе, привилегированный слой.
Считалось, что намеки «Часа быка» адресованы китайским маоистам. Но проницательный читатель 70–80-х годов проводил аналогии и с советской действительностью. Надо полагать, поняли это и в идеологическом ведомстве. Роман вышел в свет в начале 70-х и не переиздавался (несмотря на огромную популярность фантастики) вплоть до ослабления цензуры в конце 80-х.
Язык «Часа быка» порою тяжеловат, что несколько затрудняет его восприятие. Но роман затрагивает глубокие философские проблемы. Важнейшая из них – проблема «инферно», той стороны жизни, что связана со страданием, с борьбой за выживание. В преодолении «инферно» видит писатель одну из главных задач разума.
Иван Ефремов оказал заметное влияние на дальнейшее развитие фантастической литературы.
Иван НЕКТОВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!