Найти тему
Работа. Карьера. Призвание

Стоит ли искать призвание в детских увлечениях

Бытует мнение, что, будучи детьми и ещё не научившись врать себе и демонстрировать окружающим социально желательное поведение, мы играем в те игры, которые есть «наши» по сути своей. Проще говоря, если хочешь узнать, в чём состоит дело твоей жизни, вспомни, чем ты любил заниматься в детстве или какие науки тебе были наиболее интересны.

На мой взгляд, спорное утверждение. С одной стороны, доля правды в этом есть, так как личность с раннего возраста уже обладает определёнными характеристиками, которые стремятся наружу и проявляются в её увлечениях и действиях. К примеру, кого-то манит техника или конструкторы, кто-то тяготеет к куклам и социально ориентированным играм, а третьи любят спорт и постоянное движение. С другой стороны,
в наш век всё не так однозначно и просто, как было, наверное, раньше. И вот почему:

1. Нынешние поколения рождаются с очень разноплановыми наборами способностей: здесь и интерес к ручному труду, и к технике, и к взаимодействию с людьми, и к информационным технологиям, и ещё много к чему. Прежние профориентационные системы - «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек – художественный образ» и т.д. - теряют свою актуальность. Будущие профессии и науки возникают на стыке нескольких областей знаний. Поэтому такому ребенку в недавнем прошлом разнообразных игр и возможностей для развития нужно было предоставлять много, но все ли родители были готовы идти на поводу всех его «капризов»? Например, покупать мальчику куклы и коляски, а не только машинки? Или девочке – набор домашнего мастера из гаечных ключей, отвёрток и прочих «мужских» прибамбасов? Кстати, сейчас мне на консультациях нередко встречаются молодые девушки и женщины, которые настолько любят технику и разбираются в ней, что фору дадут многим мужчинам. А их в свое время заточили под работу финансиста или бухгалтера, потому что с математикой всё было хорошо. Вот вам и гендерные стереотипы, которые отформатировали людей под усреднённый стандарт!

2. В наш век профессии так стремительно меняются, столь быстро появляются новые, что в детстве у многих детей даже приблизительно не могло быть подобных игрушек. К примеру, во что могла когда-то играть я или мои коллеги, если в 80-х годах прошлого века не то, что карьерных консультантов, даже HR-специалистов ещё не было? В разные профессии? В куклы? Но какие мы знали профессии, кроме врача, учителя и продавца? А в них играли почти все наши ровесницы. Куклы, передающие во внешнем виде принадлежность к какой-то деятельности, были редкостью, поэтому всё сводилось к банальным «дочки-матери». В общем, особо не разгуляешься и склонности свои не проявишь. Бывает и наоборот: мальчик родился с призванием к какому-то ремеслу в очень современной семье, где мама и папа ориентированы на карьеру в бизнесе. Его с детства окружили умными игрушками, иностранными языками и студиями для юных гениев. А возможности попробовать себя в качестве кузнеца или столяра у него нет. Вообще. Как ему почувствовать кайф и драйв от этой деятельности? Только если случай подвернётся.

3. Если искать ответы в тяготении к определенным наукам, то на банальный вопрос, какие школьные предметы нравились тебе больше всего, нередко можно услышать тупиковое: никакие. Или что-то очень вымученное, лишь бы ответить. Опять же могу привести пример из личного опыта - на этот вопрос я недавно именно так и ответила: не было в школе такого любимого предмета, хотя русский и литература шли на ура. Но это про способности, а не про интересы, да и от учителя многое зависит. А вот в вузе такие дисциплины уже появились – менеджмент, маркетинг и политэкономия (да-да, мы ее еще застали)). Психологии у нас, к сожалению, не было, и её пришлось начать тогда добирать из всех доступных источников уже самой.

Вот и получается, что не всегда нам в детстве даны возможности проявить свои склонности к какой-то будущей деятельности через игру или тяготение к определённой тематике просто в силу отсутствия оных. Хотя сейчас с этим, конечно, попроще, чем было раньше.

4. Связи между врожденными талантами/интересами и будущей профессией есть, но они не всегда столь однозначны и линейны. Нередко в своей практике наблюдаю ситуации, когда в детстве человек, к примеру, любил собирать конструкторы, но, как выясняется теперь, его призвание лежит отнюдь не архитектуре, строительстве или конструировании чего-то. Вернее, в конструировании, но результаты его труда могут как иметь материально-вещественную форму, так и не иметь, если речь идет о продукте интеллектуальной деятельности. Через это занятие в нем говорила врожденная способность к синтезу, выстраиванию чего-то целого из разрозненных деталей пазла, которая сейчас стала его ключевой компетенцией, необходимой для будущей деятельности, к примеру, дизайнера одежды или психолога. Или другой случай: девочка очень любила играть в машинки, а сейчас, став взрослой, у нее даже прав на вождение автомобиля нет. Как так? Выясняем, что это были за игры. Оказывается, что-то типа скорой помощи или службы спасения. То есть интерес не столько к технике как таковой, сколько к антикризисной деятельности, для которой техника – лишь необходимый инструмент.

Какие напрашиваются выводы из всего этого?
Для взрослых людей, находящихся в поисках своего призвания:

• В поисках любимого дела обращаться к своему детству и юношеству можно, но искать в них не только отчётливо проявленное, но и, возможно, сильно манящее тогда, но не нашедшее выхода. И заодно – думать, во что сейчас трансформировалась ваша ключевая способность детских лет.

• Из детства нужно вспомнить увлечения и свои особенности как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например, за что вас особенно хвалили талантливые педагоги, в какую профессию или науку советовали идти? Или, наоборот, какое ваше качество, стремление особенно раздражало ваших консервативных родителей? У взрослых людей есть особенность – мыслить понятными им категориями и заботиться о том, чтобы ребёнок был гармонично встроен в общество. Поэтому все его чрезмерности, странности отсекаются ими как рискованные для его будущего. Но иногда именно в них и кроются ключевые таланты растущего человека.

• Бесполезно и даже вредно взрослым людям обвинять своих родителей в том, что сбили с пути, дали не то образование и т.п. Во-первых, не факт, что вы сами в то время знали, кем хотели бы быть. Во-вторых, родители дали то, что могли, и скажите им спасибо хотя бы за это! Кстати, обычно полученное образование и последующий опыт работы всегда пригождаются и в будущей деятельности по призванию. Всё не зря! В-третьих, занимаясь поисками виновных в прошлом, вы отбираете у себя свою силу и возможность что-то изменить вот прямо сейчас. Нет грустнее зрелища, чем пришедший на консультацию 35-40-летний человек, который не любит свою работу и полон претензий к родителям, но сам в своей жизни ничего менять не хочет. Что мешает сейчас начать заниматься тем, что будет нравиться, то есть взять уже, наконец, жизнь в свои руки?

Родителям нынешних детей и подростков советы давать не буду – они и сами из данного материала поймут, что им делать и не делать, чтобы их дочери и сыновья правильно выбрали себе профессию. Единственная рекомендация им – это не захваливать ребенка на пустом месте, не приучать его к иллюзиям собственной исключительности и одаренности без реальных достижений. А то трудно потом таким «звёздам с рождения» преодолевать неизбежные сложности в работе, регулярно трудиться, иногда ошибаться и, как следствие, расставаться с нимбом. Им проще постоянно менять места работы или вовсе отказаться от неё, чем терпеть неудобства и нелицеприятную критику. Эти последствия в наше время наблюдают и специалисты по персоналу, и непосредственные руководители молодых людей.

Галина Бобкова, консультант по карьере и самореализации, www.ccgb.ru