К сожалению, мой пессимистичный прогноз сбывается, описанный в статье про проблемы с комплектующими (подробно тут). Более того, ситуация становится еще драматичней из-за распространения вируса по всему миру и ослаблению рубля. Что ждёт потребителей? Какие сценарии для автопрома после пандемии?
Все зависят от поставщиков из Китая
Вирус показал изнанку многих автопроизводителей в России. Заводы в России: Volkswagen, Renault, Nissan, Hyundai и Kia хоть и позиционируют себя, как мировые бренды с единой базой топовых поставщиков по всему миру, заявляя, что автомобиль собранный в России такой же, что и собранный в Европе. А на деле оказывается, что многие именно в России закупают у Китая. Да, поставщики первого уровня зарегистрированы и делают подсборку в России, а вот их субпоставщики уже из Китая, подробно о цепочках поставок рассказывал (тут). После закрытия границ с Китаем многим производителям повезло, что китайские поставщики сделали большой задел деталей под китайский Новый год, но пришел март, задел закончился и начались проблемы. Пока что заводы не закрыли, но многие люксовые комплектации невозможно заказать у дилера. Проще говоря на конвейерах собираются только пустые "бомжи", в то время как богатые комплектации ожидают деталей из Китая. Это позволяет сделать вывод, что логотип на решетке радиатора не спасет от китайских комплектующих, а автопроизводители просто умеют это красиво скрывать. Renault даже остановило производство, так как даже дешевые комплектации сильно зависят от поставщиков из Китая. Российские автопроизводители тоже, как оказалось немалую долю деталей закупают в Китае. "АВТОВАЗ" и "Камаз" даже создали оперативный штаб по работе с китайским направлением и тоже испытывают дефицит комплектующих.
Распространение вируса
А вот европейские производители в отличии от российских не зависят от китайских поставщиков. Не было ни одной остановки в 1 квартале и какого-либо дефицита деталей. Получается, что вся цепочка поставок внутри Европы и китайского следа нет.
К сожалению, в Европу пришел сам вирус и многие рабочие стали устраивать забастовки из-за быстроты его распространения - это правильно, ведь здоровье превыше всего. Только в марте уже закрылись Peugeot, Citroen, Opel, Fiat Chrysler, Volkswagen, Renault, Volvo. Многие отмечают, что такого масштаба закрытия не было со времен второй мировой войны. Аналогичная картина и в США. При этом на многих заводах не было больных коронавирусом. Что не сказать про Россию....
На АВТОВАЗе был выявлен больной, который посещал свое рабочее место. Затем он обратился в больницу и его изолировали. АВТОВАЗ предпринял меры и отправил на больничный всю бригаду, а также продезинфицировал рабочее место. На этом все... какой там инкубационный период в 14 дней... Европейские профсоюзы устроили бы забастовку с просьбой приостановить производство и уйти в простой или отпустить хотя бы офис на работу по удаленке. Этого не было сделано, и все продолжают работать, а ведь первые симптомы проявляются в среднем на 5 день. Учитывая, что Тольятти - это моногород одного предприятия, это как большой котел, откуда вирус может быстро распространиться по всему городу. Вдобавок весь менеджмент - французы. Вообщем снова советская халатность, как в чернобыльскую историю.
Ослабление рубля
Снова проблема рубля, которая уже достала всех. Конечно курс рубля снова колбасит из-за нефтяных войн и спекуляции со стороны государства. Поставщики начнут останавливать поставки, требуя переподписания цен новый текущий курс, ведь все субпоставщики за территорией РФ, а у нас небольшие подсборки. Предположу, что автозаводы прогнутся и переподпишут цены, что повлечёт рост цен на автомобили уже с апреля. Затем курс снова упадёт и стабилизируется, а старые цены поставщики не вернут. Мы такую картину наблюдали в 2014/2015 году. Почему никто не поднимает вопрос возврата цен после стабилизации рубля? Непонятно... Просто об этом все забывают, а население свыкается и начинает залазить все больше в автокредиты.
Что ждёт автопром после пандемии?
Предположу, что после того, как все стабилизируется:
- Цены на автомобили останутся повышенными на уровне 86 руб за евро. А большинство брендов с апреля значительно поднимут цены вверх.
- У многих брендов будет профицит богатых комплектаций на складе, которые сейчас собраны, но недоукомплектованны из-за китайских комплектующих. Это будет сопровождаться большими скидками на автомобили, чтобы уменьшить сток.
- Все автобренды продолжат петь песню, что у них немецкое качество и никакого отношения к китайцам не имеют