Любое качество в мире построено из двух ступеней. Например, возьмем качество милосердия (хесед) в начале этого стиха. Если мы попытаемся определить суть этого качества, которое Всевышний запечатлел в душе человека, мы обнаружим, что оно состоит из двух частей:
Первая часть – это потенциал: качество милосердия во всей его мощи.
Оно выражается в том, что человек понимает и признает достоинство этого качества, а также в искреннем желании помогать и оказывать добро ближним. Если спросить настоящего еврея: «Если бы у тебя было много денег, чтобы ты сделал?», он не ответит: «Купил бы роскошную машину». Его первый ответ всегда был бы: «Я бы сделал хесед… помог бы кому-то». Этот факт указывает на качество хеседа, заложенное в человеке.
Вторая часть качества хесед – это его проявление в действии.
Это сила совершать добрые деяния. А именно – оказаться в ситуации, когда есть силы и возможности делать хесед. Поскольку желание уже существует, и не хватало только перевести его из потенциала в действие, то, когда у человека появляется возможность помочь ближнему, конечно же, он делает это.
Мы учим из этого, что возможна ситуация, когда человек постигнет своим разумом всю глубину этих возвышенных качеств: мудрость, мужество, милосердие и т. п., однако у него все еще не будет возможности реализовать свои желания.
Перевод из потенциала в действие – это суть качества малхут (царство). «Царь» – это не тот, у которого есть все необходимые способности для того, чтобы быть царем, а тот, кто в состоянии это реализовать...