Найти тему
ПроАвтобизнес

Авторынок и кризис. Или как спад повлияет на поведение автомобилистов?

Сегодня уже не вызывает сомнения, что страна вступила в очередной кризисный цикл. Как отреагирует автомобильный рынок на него? Как будут вести себя автолюбители?

Признаки экономического кризиса уже налицо. Для простого обывателя таким индикатором служит курс национальной валюты. Сегодня курс доллара - главной мировой валюты  снизился до уровня около 80 руб.

Те же, кто более продвинут, смотрят на развитие ситуации на рынке нефти, который самым непосредственным образом влияет на российский автомобильный рынок в самом широком смысле слова.

 И здесь пока все достаточно печально. Один из руководителей нефтяной компании «Лукойл» Федун назвал ситуацию с ценами на черное золото катастрофической. То есть имеются все основания для того, чтобы впасть в уныние. Не будем даже упоминать про эпидемиологическую ситуацию.

Впрочем, как раз у россиян есть повод смоделировать дальнейшее развитие ситуации, ведь совсем недавно мы проделали аналогичный путь в период после Крыма и Русской весны-2014, когда в результате санкций, объявленных западными странами, пострадал отечественный авторынок, и не только.

 Сегодня ситуацию на авторынке напрямую можно сравнить с периодом осени 2014 года. В 2014 году после обвала курса национальной валюты произошел ажиотажный спрос на автомобили на фоне ожидающего роста цен. Этот ажиотаж в автосалонах официальных дилеров продержался полгода, к февралю 2015-го высокий спрос был удовлетворен и затем резко упал. В  2015-2016 годах рынок сократился в два раза. И лишь только в 2017 году он начал демонстрировать рост.

Сейчас возможен похожий эффект, но ажиотаж будет в меньшей степени, поскольку ситуация несколько иная - закредитованность населения выше, свободных денег у населения меньше. Кроме того, с 2014 года ряд автопроизводителей ушли с российского рынка, рынок поредился, и за счет этого те, кто остались, чувствуют себя более уверенно.

Это все говорится о рынке новых автомобилей.

Что же произойдет в других секторах автомобильного бизнеса, как будет вести себя обычный автомобилист?

 И тут есть ответы на поставленные вопросы, поскольку россияне вступают уже не в первый кризис.

Поведение потребителя в кризис входит в так называемую экономную фазу. Во-первых, человек, наблюдающий всеобщее ухудшение ситуации начинает сильно экономить. Это выражается в следующем. Первое, если в тучные годы у автомобилиста было естественное желание сменить автомобиль после некоторого времени владения (обычно 3-5 лет), то реально оценивая состояние авто и своих возможностей часть автомобилистов принимает решение повременить. А отсюда растет продолжительность владения автомобилем. 

Если пришло время менять автомобиль, то обычный автолюбитель увидевший резко возросший ценник в автосалоне начнет искать автомобиль на рынке подержанных авто. Сэкономив в цене на рынке б/у можно приобрести автомобиль даже большего размерного класса, чем планируемый к приобретению.

Поэтому в кризис продажи подержанных машин растут, а новых падают.

Следующий аспект экономии – сокращение пробега автомобиля. Меньше ездишь – меньше заправляешься. Экономное поведение – это часть кризисного мышления.

Кто может состричь в кризис свой гешефт, так это автосервисы. Автомобилю с большим пробегом чаще требуется ремонт. Но при таком ремонте автовладелец также намерен существенно экономить. Он уже не смотрит в сторону оригинальных запчастей, а намерен поставить дубликат. При этом по качеству сегодня дубликаты не уступают оригинальным деталям. Вот основные черты кризисного поведения потребителей.

 И в заключении озвучим прогноз развития авторынка, который предложили специалисты Автостата. Они спрогнозировали авторынок новых автомобилей в зависимости от цены на нефть, главный экспортный товар РФ.

Математические расчеты показали, что если средняя цена барреля нефти в 2020 году будет на уровне 40 USD, то рынок новых легковых автомобилей может упасть на 22% (до 1,27 млн шт.). В случае среднегодовой цены Brent в 50 USD авторынок снизится меньше – на 12%. В наиболее негативном варианте – при снижении цен на нефть до 30 USD – рынок может упасть на 34% до 1,08 млн штук. Следует подчеркнуть, что приведенные показатели получены без учета возможных изменений ряда других макроэкономических факторов.

-2

источник