Найти тему
Герои Истории

Лодки-лакатои – высокие технологии аборигенов Океании

Океания – экзотическая часть света, открытая в 18 веке европейскими мореплавателями, самым известным из которых был Джеймс Кук, до сих пор вызывает немалый интерес. Территория, состоящая более чем из 10 000 островов, с самыми крупными – Новой Гвинеей и Новой Зеландией, равняется суммарно по площади двум Франциям.

На момент появления европейцев острова Микронезии, Меланезии и Полинезии, все вместе составляющие Океанию, были густо населены. Численность коренного населения на тот период составляла по подсчетам разных специалистов порядка 3 миллионов человек. Множество племен, говоривших на разных, иногда совершенно чуждых друг другу языках, отличались и по уровню развития культуры.

Первый вопрос: где находится Океания, и из каких частей она состоит?

Карта Океании. Изображение из свободных источников
Карта Океании. Изображение из свободных источников

Видавших виды мореходов из Европы поразил высокий уровень судостроения и мореплавания коренных народов, населяющих открытые острова. Без развитого судостроения и знания навигации жители Океании никогда не смогли бы проплыть тысячи морских миль в непредсказуемом океане и заселить такую огромную территорию. Эта экспансия продолжалась с перерывами порядка пяти тысяч лет, начавшись когда-то с берегов Юго-Восточной Азии.

Прибытие экспедиции Дж. Кука на острова Общества. Художник Дж. Кливли, 1789 г
Прибытие экспедиции Дж. Кука на острова Общества. Художник Дж. Кливли, 1789 г

Двойные каноэ и лодки с балансиром туземного населения. Фрагмент картины Дж. Кливли
Двойные каноэ и лодки с балансиром туземного населения. Фрагмент картины Дж. Кливли

Торговое и культурное сообщение между различными островами осуществлялось при помощи парусных судов, так называемых лакатои – лодок с прикрепленным балансиром. Такая конструкция давала лодкам устойчивость – качество жизненно необходимое для безопасного мореплавания в условиях сложных течений и непредсказуемых ветров Тихого океана.

Лодки-лакатои выдалбливались из огромных стволов деревьев, обшивались древесиной и снабжались балансирами. Все соединения связывались при помощи кокосовых волокон, а стыки заливались смолой. Затем лакатои оснащались парусами из циновок в виде клешни крабов. Такие плавучие средства могли достигать в длину восемнадцати метров, перевозить по пятьдесят человек или до тридцати тонн груза: древесины или саго – пищевого продукта, добываемого из саговых пальм. На перекладины, соединявшие корпус лодки и балансир можно было укладывать доски, превращая такое судно в плот, способный принять дополнительную массу груза.

Странная форма парусов на суднах коренных жителей Океании объяснялась просто: треугольник паруса направленный острием вниз и дугообразный вырез вверху позволяли быстро реагировать на изменение напора ветра. Нагрузка на парус снижалась за счет быстрых движений направляющих веревок, а сама лодка могла мгновенно изменить направление движения на противоположное за счет одинаковой формы кормы и носа.

Грузовая лодка жителей Полинезии. Начало 20 века, фото из свободных источников
Грузовая лодка жителей Полинезии. Начало 20 века, фото из свободных источников

Технологии судостроения и мореплавания были отточены у обитателей Океании веками. Чем многочисленнее и богаче было племя, тем больше у него было судов и тем сложнее они могли быть по своей конструкции. Самые экзотические и причудливые конструкции таких лодок были основаны на вековых традициях, опыте, и понимании основ гидродинамики – знаниях, не уступающих, а в чём-то и превосходящих принципы европейского судостроения того времени.

Высшего уровня в изготовлении судов достигли коренные жители Полинезии. Опытный моряк Джеймс Кук был восхищен, увидев двухкорпусные, украшенные затейливой резьбой, катамараны полинезийцев, достигавшие сорока метров в длину и способные перевозить до ста пятидесяти человек. Такие лодки могли развивать скорость более восьми морских узлов. На таких судах устанавливались «каюты» - хижины с крышами, был «камбуз» - открытый очаг, размещались сосуды и ящики, где хранились припасы.

Коренные жители Океании за сотни лет до прибытия европейцев бороздили на своих судах океанские просторы, доплывая до южного побережья Австралии, севера Антарктиды, берегов Филиппин и даже Японии. Это до сих пор еще мало изученная история, которая расширяет представления о той части человеческой цивилизации, которая находилась за тысячи километров от основных континентов.

Д.М.

Рекомендую к прочтению: "Рыцари бумеранга коренное население Австралийского континента", а также

"Дампир пират на службе королей".

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!