В проблематике развития человеческого капитала организации (далее ЧК) сегодня существует фундаментальная трудность: нет единого понимания, что это, как это оценивать и как это измерять.
Между тем, вопрос повышения ЧК организаций становится актуальнее год от года: это связано и с повышением производительности труда, и с показателями выручки на сотрудника, и с обширной тематикой личной эффективности.
Вопрос определения ЧК носит не только философский, онтологический характер, он важен и в категориях управления предприятием, потому что на самом деле от ЧК зависит множество важных аспектов успеха бизнеса: правильные решения, удовлетворенность клиентов организации, инновационность, атмосфера в коллективе и многое другое.
Экономический подход
С точки зрения капиталистической экономики, человек является носителем трудового ресурса, а труд создает стоимость, которая используется на рынке для накопления предпринимателем капитала.
Классическая капиталистическая модель экономики по Кейнсу тяготеет к определению ЧК через такие понятия, как создание стоимости, прибыль на сотрудника. Таким образом, чем большую стоимость создают сотрудники и чем их меньше, тем выше ЧК в капиталистической модели.
Недостатки этой модели носят этический характер и касаются содержания труда организации. В данной модели самым высоким ЧК в пределе будет у организованной группы наркодилеров из 2 человек, наводнившей наркотиками целую страну и “заработавшей” миллиарды. При этом вряд ли в труде данной организации будет какой-либо серьезный интеллектуальный и тем более гуманистический вклад в развитие человечества. Именно этот недостаток, на наш взгляд, в конечном счете, приведет к отказу мирового большинства от капиталистической идеологии.
Проанализируем интерпретацию ЧК в модели капиталистической экономики по SWOT.
ИТ-подход
Быстро развивающаяся отрасль информационных технологий human capital management (по оценке известного аналитического агентства, темп роста ее в 2018 г. составлял около 9% CAGR) предлагает количественные методики для оценки и управления персоналом.
Традиционные аспекты управления, например, в Oracle HCM Cloud включают:
- процессы подбора (hiring)
- управление обучением (learning management)
- управление прогрессом (review & succession management)
- управление инструментами компенсации (compensation)
- управление целями (goal management)
- управление производительностью (performance management)
- Данный подход предлагает приближенный к традиционному HRM-подходу инструментарий приема, развития, поощрения и увольнения сотрудников. При этом в подобных решениях часто не учитываются такие аспекты, как степень удовлетворенности сотрудников, а также содержание их деятельности.
Человеческий капитал в рамках ИТ-подхода по сути заключается в точной фиксации и анализе карьеры сотрудника, но косвенно позволяет оценить климат в коллективе и удовлетворенность сотрудников работой и жизнью.
Проанализируем интерпретацию ЧК в модели ИТ-подхода по SWOT.
Гуманистический подход
Альтернативой экономическому и ИТ-подходу сегодня выступает “гуманистический подход”, который исходит из посылки, что человеческий капитал организации прямо зависит от уровня образования и навыков сотрудников.
В соответствии с этим подходом ЧК растет при наличии практики непрерывного образования, а лидерами являются либо компании, в которых больше всего сотрудников потребило больше всего образовательных продуктов, либо - в более капиталистической интерпретации - в которых компания потратила больше всего денег на обучение (объем инвестиций в образование на сотрудника, общий уровень инвестиций в обучение). В пределе в данном подходе выигрывает самая крупная компания в мире, которая оплатила всем сотрудникам самое дорогое на данный момент обучение.
Данный подход вызывает большой скепсис у предпринимателей. Вспоминается анекдот: “Вы правда прошли курс быстрой печати и печатаете со скоростью 300 знаков в минуту? - Правда, такая ерунда получается”. Качество современного онлайн-образования не раз подвергалось критике, которая хорошо подкреплена данными и остроумно изложена в этой статье Forbes.
Действительно, непрерывное образование имеет отношение к повышению ЧК организации лишь в том случае, если оно оказывает ощутимый эффект на деятельность организации. Гуманистический подход также не может дать убедительного ответа на вопросы по случаям, когда обучение негативно влияет на атмосферу в компании и не приносит пользу либо порождает убытки.
Проанализируем интерпретацию ЧК в гуманистическом подходе по SWOT.
Индуктивный подход
Можно попытаться определить содержание понятия ЧК через те аспекты деятельности организации, на которые он влияет.
Очевидно, ЧК влияет на:
- качество деятельности управленческого труда, в частности, управленческих решений, которые можно измерить по соответствию их достижению KPI руководства (не обязательно по выручке и прибыли);
- уровень потерь организации, которые можно измерять, например, через методику “6 сигм”;
- уровень удовлетворенности клиентов, который уже давно измеряется через показатели возврата покупателя (retention) и NPS;
- уровень удовлетворенности сотрудников работой в организации, к примеру, опросы по методике корпорации SRC или по методике
- двухфакторной теории мотивации Герцберга;
- уровень инновационности и креативности компании, в измерении которой наблюдается кошмарная путаница.
Если пройтись по аспектам, на которые влияет ЧК, можно заметить, что все они в большей или меньшей степени страдают от одной и той же методологической проблемы - сложности в количественной оценке качественного явления. Эта проблема знакома физикам в сфере фотоники, которые уже более столетия мучаются с проблемой корпускулярно-волнового дуализма. Очень упрощенно, эта проблема заключается в том, что как поток частиц фотонов свет можно измерять и изучать, а вот волновая его природа “всё портит”. Серьезные проблемы появляются в связи с эффектом “квантового стирания”, когда в ряде экспериментов данные просто исчезают.
Большинство приведенных показателей, на которых влияет ЧК, имеют трудноизмеримую природу, к которым применима бинарная оппозиция (есть или нет) и сложная субъективная оценка. Качество управленческого труда может оценить управленец, уровень потерь требует интерпретации в широком рыночном контексте, уровень удовлетворенности клиентов невозможен без детального анализа того, что и почему говорят клиенты, удовлетворенность сотрудника можно качественно оценить только глядя ему в глаза, и все это почти никак не вяжется с инновациями.
Проанализируем интерпретацию ЧК в индуктивном подходе по SWOT.
SWOT-анализ индуктивного подхода, так же как и анализ двух предыдущих подходов, показывает существенные недостатки и угрозы в данной парадигме. Однако в современной литературе развивается один подход, который позволяет оценить ЧК.
Полную версия статьи, где рассмотрены все подходы, можно найти в нашем блоге.
Данная статья призвана инициировать широкую дискуссию обсуждаемого понятия для того, чтобы предприниматели будущего могли работать не ради прибыли любой ценой, а ради счастья окружающих людей.
Автор статьи: Андрей Майборода, генеральный директор компании GreenBusiness