Многие руководители сталкиваются с дилеммой: решить сложнейшую задачу можно лишь с помощью инноваций и экспериментов. Однако страх не выполнить поставленную задачу и, как следствие, потерять бонусы или даже работу, блокирует готовность к ним. А между тем именно руководитель должен вдохновить людей, помочь им расслабиться, попробовать что-то новое, экспериментировать, заставить мыслить нестандартно, в то время как они пытались максимально следовать традиционным схемам. Как это сделать?
Развивайте эмоциональную смелость
Первым шагом должна стать работа по приобретению эмоциональной смелости — способности действовать обдуманно и стратегически и принимать решения несмотря на испытываемый страх.
Попробуйте работать над тем, чтобы повысить его способность чувствовать страх, но не ударяться в панику. Спрашивайте себя, где именно в своем теле ощущается страх. На что это похоже? Наблюдайте за своими ощущениями, как они смещаются, меняются и становятся легче. Научитесь чувствовать страх, не растворяясь в нем. Это способность чувствовать себя испуганным, но не позволять эмоциям влиять на предпринимаемые действия.
Сконцентрируйтесь на процессе
Многие часто говорят, что мы должны сконцентрироваться на результатах, которых хотим достичь (например, на достижении определенного показателя по продажам). Как правило, это верно. Однако, когда на нас оказывается давление, мы испуганы или ставим перед собой настолько масштабную задачу, что даже не знаем, как за нее взяться, необходимо сконцентрироваться на процессе, который приведет к результату.
Немного измените свои установки, например, с «продавать больше» на «продавать по-другому». Казалось бы, незначительная перемена, но масштабные последствия. Установка «продавать больше» заставляет сконцентрироваться на результате, в то время как «продавать по-другому» направлена на сам процесс. Она позволяет ответить на вопрос «Что мне следует ежедневно делать, чтобы прийти к цели?».
Говорите четко и понятно
После того как вы повысите свою эмоциональную смелость и определите, на чем именно следует сконцентрироваться, вам понадобится способность управлять вниманием вашей команды.
Формируйте свои сообщения на основе четырех нижеописанных принципов.
Видение. Люди должны иметь четкое представление о направлении, в котором они движутся. Вы должны сформулировать лаконичное, простое и понятное видение будущего.
Эмпатия. Люди должны знать, что вы следите за происходящим и разделяете их чувства. Не нужно затягивать эту часть — достаточно пары коротких, но искренних строк. Вы также можете упомянуть о своей роли в работе над проблемой.
Направление. Люди должны видеть стратегию, на которую они смогут положиться, чтобы достичь конечной цели. Как и в случае с видением, ваша стратегия должна быть лаконичной, простой, понятной и четко сформулированной.
Доказательства. Люди должны быть уверены в правильности выбранного пути, чтобы идти по нему, поэтому следует предоставить им доказательства этой правильности и испытываемого вами оптимизма. Будьте точнее, смените свой подход на более личный, а также кратко охарактеризуйте те направления, по которым команда уже ведет работу. Это поможет повысить уверенность ваших сотрудников в себе.
После того, как вы составите такую четырехкомпонентную структуру, вам нужно постоянно ее повторять, чтобы изменить поведение команды. Попытайтесь использовать приобретенную вами эмоциональную смелость, чтобы ощутить эти чувства, но все равно продолжить повторение выбранного алгоритма.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Питера Брегмана в HBR Россия «Как руководить, когда вам страшно». Другие материалы психологии лидерства вы всегда можете найти в разделе «Психология» на сайте hbr-russia.ru.