Найти тему
Елена Шестакова

О книге, интересной для костромичей: Павел Румянцев "Покровский холм".

В конце 2019 года в Костроме была издана очень любопытная книга Павла Румянцева «Покровский холм или Покровка» - цикл костромских повестей и рассказов. Книга будет интересна в первую очередь костромичам и тем, кто бывал в этом чудесном городе на Волге.

Перед нами автобиографические произведения о детстве в 50-е – 60-е годы прошлого века. Автор живо и увлекательно вспоминает о том, какой же была Кострома шестьдесят лет тому назад, насколько она была непохожа на нынешнюю, современную. Если книгу возьмёт в руки молодёжь, то она будет потрясена теми переменами, которые произошли за эти годы. Ну а люди старшего поколения с ностальгией будут вспоминать картинки из своего собственного детства, станут сравнивать свои детские впечатления с тем, о чём рассказывает автор.

Подумать только: на месте нынешней площади Мира и Монумента славы когда-то шумела Сеннуха – многолюдный базар, «толкучка», на которой можно было купить всё на свете – от деревенского молока до живого кролика. Рядышком расположился магазин «Охмёлкин», называемый так местными жителями по имени дореволюционного купца, который им когда-то владел. Всё это знакомо старшему поколению. Не сотрётся из памяти многих ни хождение за керосином в лавку, ни лошади, которые спокойно разъезжали по дорогам Костромы, ни голуби над крышами домов. Автор рисует перед читателями яркие, живые картинки Костромы прошлого века и дополняет свой рассказ фотографиями 50-х годов, а также современными фото этих мест. Читаешь и словно идёшь по улицам прежнего города, смотришь на старые дома, Покровскую башню, зелёную Муравьёвку, на улицу Советскую близ вокзала, по которой, оказывается, можно было прокатиться на самокате прямо по дороге, ибо машин и автобусов в городе тогда было очень мало.

Любопытно читать и о том, как глазами маленького мальчика мы увидели научно-технический прогресс, шагающий по стране семимильными шагами. От керосинки – к газовой плите, от радиоприёмника – к телевизору с крохотным экраном, от проблем с сохранностью продуктов – к холодильнику. Многие люди прошли этот путь. И особенно впечатляло всех тогда освоение космоса. В рассказе «Первый спутник» автор очень ярко и эмоционально передаёт всеобщее ощущение гордости за космические достижения, за свою страну, ставшую первой в освоении неземных орбит. Не только дети, но и взрослые ходили ночью смотреть, как по звёздному небу пролетал первый космический спутник Земли. И думали, немножко наивно, как отец героя книги: «Теперь же всё будет меняться! Всё вокруг!.. Полный переворот во всём мире!». Да я по собственному детству помню, как после полёта Юрия Гагарина, мы, дошколята-детсадовцы, без всяких указок воспитателей создали «Клуб космонавтов»: учились лазить по деревьям и подтягиваться на невысоком деревянном турнике – готовились к будущим полётам в космос. Вот это всеобщее ликование передано в книге очень ярко!

Мир подростковых забав иногда кажется опасным, рисковым. Например, подъём на старую Покровскую башню или игра «в стукана» на деньги (в моём детстве это считалось полузапрещённой игрой городской «шпаны», хотя даже мне, девчонке, пару-тройку раз довелось в неё сыграть). Однако, жёсткие законы улицы всё равно не могут пересилить воспитания в семье, ибо семья есть основа основ формирования личности. А в семье Павла всё было хорошо. Так что его жизненный путь обещал быть прямым, не связанным с сомнительными личностями или неправедными делами. Недаром автор вспоминает другого костромского мальчика, жившего когда-то поблизости от Покровки – будущего писателя и философа Василия Розанова, который когда-то бегал в гимназию именно по этим улицам…

В книге разные времена словно бы соединяются незримыми, но прочными нитями. Автор ведёт нас от дореволюционной жизни маленького Васи Розанова – к 50-м годам ХХ века Павлика Румянцева, а затем и к нашим дням, которые впитали в себя все эти пласты прошлого, расставили события по своим историческим местам, не давая кануть в Лету тому, что невозвратно ушло из жизни, но по-прежнему сохраняется в памяти людей и в хороших книгах…

Особая тема в сборнике Павла Румянцева – это тема любви.

Маленькая повесть «Монахиня Магдалина» рассказывает об удивительной по своим нравственным качествам женщине – Анне Владимировне Нагоровой, которая жила по соседству с Павликом и его мамой близ Ипатьевского монастыря. Истинная интеллигентность, образованность, доброта и при этом необычайная твёрдость характера были сформированы у неё ещё до революции. А понятия о чести, любви и верности на протяжении жизни не изменялись, не подстраивались к изменившимся временам и нравам. Уж если любовь – то на всю жизнь. А если измена – то нет прощения предавшему человеку, даже если сердце разрывается на части. Прощение придёт лишь на закате жизни… Такова была всепоглощающая любовь Анны Владимировны к её мужу, известному писателю Всеволоду Никаноровичу Иванову. Много позже Павел понял, что именно «из любви и страданий вырастает настоящее творчество». Вот о каких удивительных людях довелось узнать маленькому Павлику в первые годы его жизни. И научиться основным правилам поведения в обществе именно от монахини Магдалины.

Поэтому, возможно, первая подростковая любовь Павлика к девочке из соседнего класса так светла, чиста, радостна и не замутнена никакими тёмными мыслями или недостойными поступками. Только нежность, восхищение и предчувствие грядущего счастья! Только восторг от первого поцелуя! А ведь удивительная первая любовь – это предвестник гармоничных взрослых чувств и отношений. Ведь всё начинается с детства. Там наши истоки, фантазии и самые яркие воспоминания. Там мальчишеская верная дружба, понятия о чести, достоинстве, справедливости, настоящей любви. А ещё - зарождение вечной любви к родному городу, его улицам и переулкам, к нравам и обычаям его жителей, к древней и новой истории Костромы.