Найти тему

Как в СССР хотели сделать атомный авианосец на 50 самолётов, и чем это закончилось?

Для советской военной промышленности не было ничего невозможного. Надо построить ядерный поезд, который будет скрыто возить по стране пусковые установки с ракетами, замаскированные под вагоны? Без вопросов.

Построить единственный в мире тягач с 24 колесами? Нет проблем. Создаётся такое впечатление, что для инженеров и конструкторов из СССР вообще не существовало ничего невозможного.

А в этой статье я хочу рассказать об ещё одном грандиозном военном проекте того времени. Речь идёт про огромный авианесущий крейсер с ядерной установкой. На его палубе можно было разместить 50 истребителей и штурмовиков. Проект получил кодовое название 1153 «Орёл».

Иллюстрация moremhod.info
Иллюстрация moremhod.info

Официально работы над ним начались в 1976 году. Но здесь надо сделать оговорку. По сути, проект начали прорабатывать ещё в 60-х годах. И тогда создатели представляли себе ещё более впечатляющий корабль.

Тогда «Орёл» должен был нести на себе уже 60-70 самолётов, а водоизмещение составляло 80 000 тонн. К 70-м годам требования немного смягчились. Теперь было достаточно 50 истребителей на палубе. Соответственно уменьшилось и водоизмещение до 70 000 тонн.

Иллюстрация alternathistory.com
Иллюстрация alternathistory.com

Да и построить собирались уже два корабля вместо трёх. С чем это связано? С уменьшением бюджета. Дело в том, что в 1975 года начали строить более «мелкий» авианесущий крейсер «Новороссийск», рассчитанный всего на 18 самолётов и вертолётов.

Тем не менее, работа над «Орлом» шла своим чередом, и первый такой корабль должен был сойти на воду в 1985 году. Этот огромный авианосец должен был развивать скорость в 29 узлов, а его вооружение состояло из 20 ракетных комплексов «Гранит», четырёх зениток и шести зенитно-ракетных комплексов различной дальности.

Иллюстрация wpristav.ru
Иллюстрация wpristav.ru

Кроме того, для борьбы с подводными лодками были предусмотрены морские бомбомёты. В изрядном количестве штук. Главным конструктором проекта назначали Василия Фёдоровича Аникеева, который так же является создателем авианосца «Адмирал Горшков». Того самого, который уже в середине 2000-х был продан Индии.

Так куда же делся «Орёл»?

В 1976 году умирает министр обороны СССР Гречко. В этом же году не стало и министра судостроительной промышленности Бутомы. А именно они были сторонникам строительства «Орла».

Но были у корабля и противники. Например, маршал Устинов. Он принял решение свернуть проект и сосредоточиться на обычных авианосцах. Например, на том же «Адмирале Горшкове».