Найти тему
Мир Авто

Забытые легенды мирового автопрома: ЗИЛ 41047

За свою историю ЗИЛ произвел множество автомобилей, как легковых, спортивных, грузовых, так и пассажирских автобусов. Помимо гражданской техники, завод трудился и на «оборонку», изготавливая машины для Советской и позже Российской армий.

Но есть в арсенале этого некогда великого завода такие автомобили, которые не имели аналогов ни в СССР, ни в новой России. Сегодня я пишу об автомобиле для чинов высшего аппарата власти – лимузинах ЗИЛ. Серийное производство первой советской машины представительского класса началось в 1936 году. Этой машиной был ЗИС – 101 (о котором я вчера писал). Конструктивно и внешне он был очень во многом схож с американскими автомобилями марки Buick, но конструкторы ЗИС не просто скопировали машину, она была полностью переработана под требования эксплуатации в СССР.

ЗИС были хоть и неимоверно дорогими, но все же автомобилями потокового производства, и после переименования завода в ЗИЛ, конвейерное производство лимузинов было остановлено, и автомобили стали выпускаться только штучно, только вручную, только для нужд партии.

Всего за всю историю завода было выпущено 39 моделей и модификаций представительских автомобилей. Более подробно остановлюсь сегодня на последнем лимузине, выпускаемом на заводе ЗИЛ, самом технически совершенном серийном представительском автомобиле СССР — ЗИЛ-41047.

Производство ЗИЛ-41047 началось в 1985 году, и так как Горбачев начал бороться с привилегиями, вялотекущее производство этих машины в лучший год насчитывало 20 экземпляров. Последний автомобиль был выпущен в 2002 году для президента Казахстана. Позже, в 2010 году была выпущена еще одна машина, которая была куплена президентом Украины.

На момент производства, ЗИЛ-41047 был самым длинным и тяжелым серийно выпускаемым легковым автомобилем. Его длина составляла 6339 мм при колесной базе 3880 мм. По сравнению с предшественниками ЗИЛ-41047 и сейчас смотрится не очень старомодно. По сравнению с предыдущими лимузинами ЗИЛ, автомобиль сменил круглую оптику головного света, на квадратные фары от Bosch, сменились фонари, автомобиль получил цельные передние стекла и поворотные форточки были упразднены.

Подумали и о пассивной безопасности, ЗИЛ-41047 получил травмобезопасную складную эмблему. Несмотря на малые масштабы переделок, все это позволило освежить внешность автомобиля и сделать его дизайн максимально нестареющим. Кузовные элементы ЗИЛов изготавливались вручную, что делало каждую машину уникальной. К примеру крыло от одной машины с вероятностью до 90% не могло встать на другой ЗИЛ так, чтобы попасть во все зазоры. После сборки, все неровности выравнивались методом наплавки на метал олова, после чего над автомобилем начинали работать маляры. На кузов ЗИЛов наносилось от девяти до пятнадцати слоев нитроэмали, при этом каждый из слоев просушивался в камере и полировался перед нанесением следующего, что позволило получить очень глубокий цвет. Последний слой наносился уже после обкаточных испытаний автомобиля. Вся сборка автомобиля происходила на стапелях, и работа над одним автомобилем могла занять до пяти месяцев. Разумеется, любой ЗИЛ был воплощением качества в тогдашнем понимании смысла этого слова. Ни о каком заводском браке и не могло быть и речи, все узлы, агрегаты, ЛКП, элементы отделки экстерьера и интерьера проходили целый ряд проверок, чтобы исключить хоть и маловероятную, но ошибку при сборке.

Салон автомобиля очень часто изготавливался по требованиям конкретного (во всех смыслах) человека. Довольно часто передние сидения для практичности отделывали кожей, а задние отделывались велюровой или плюшевой тканью, а приборная панель и оконные рамы отделывались ольховым или красным деревом.

Автомобиль имеет 7 мест и три ряда сидений. Средний ряд образовывали страпонтены, убирающиеся в перегородку между передними сиденьями и «VIP-салоном» задней половины пассажирского отсека. В распоряжении членов политбюро была отдельная климатическая установка, электрическая регулировка угла наклона спинок каждого из кресел, аудиосистема, дополнительный свет в салоне, электрические стеклоподъемники и устройство спец связи.

Зил имеет очень серьезную шумоизоляцию, которая выложена слоями толщиной в 5 см. Так же комфорта добавляли и толстые стекла, толщина которых доходила до 43 мм. Все это было сделано для того, чтобы изолировать пассажиров лимузинов от внешней среды, и у тому же увеличить теплоизоляцию, так как автомобиль проектировался из расчета на то, что он без труда сможет ездить и при -40°С и при +40°, сохранив внутри требуемую температуру.

Автомобиль оснащается алюминиевым мотором V8 ЗИЛ-4104 рабочим объемом 7, 695 см3, мощностью 315 сил при 4400 об/мин и крутящим моментом 608 Н•м при 2500 об/мин. Мотор имел карбюраторную систему питания, кормить этого монстра требовалось бензином АИ-95, тип привода ГРМ OHC. Самих же клапанов 16 в обоих ГБЦ, по 2 клапана на цилиндр. Все это позволяло машине массой 3,5 тоны ехать до отметки в 100 км/ч за 13 секунд, а максимальная скорость, если верить существующей информации была 190 км/ч.

В 2013 году ЗИЛ не смотря на свободную возможность продавать Отечественные лимузины, не найдя себя на рынке, производство автомобилей на заводе было остановлено.

История производства советских лимузинов полна тайн и имеет очень грустный конец. Сейчас идея создания отечественного лимузина для глав правительства снова воплощается в жизнь, и только время покажет, насколько это все будет успешно.

Авто
5,66 млн интересуются