Здравствуйте, дорогие друзья!
И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.
В сегодняшней статье мы завершаем рассказ про творчество двух оставшихся из классического состава группы Deep Purple музыкантов – бас-гитариста Роджера Гловера (Roger Glover) и клавишника Джона Лорда (Jon Lord).
Нужно отметить (или напомнить), что Роджер Гловер начал свою карьеру в 1964 году еще с проекта Episode Six (там же появился позже и Ян Гиллан), где группой был выпущен ряд синглов, в это же время Джон Лорд уже играл в таком проекте как The Artwoods (присоединился в 1963 году, группа в 1967 г. была переименована в The St. Valentine's Day Massacre), далее его участие отмечено участием в 1968 году в таких группах как Santa Barbara Machine Head и The Flower Pot Men.
Из всех перечисленных проектов полноценный альбом выпустили только ребята из The Artwoods в 1966 году под названием Art Gallery (вышел на лейбле Decca в Англии и Германии, английские обложки отличались, переиздан на виниле в 2015 году в… Лихтенштейне (!).
В составе же группы Deep Purple Джон Лорд участвовал изначально, а Роджер Гловер вместе с Яном Гилланом присоединились к «пурпурным» только летом 1969 года. Как впрочем, вместе ее и покинули в 1973 году. Гловер, как и Лорд, отметились участием во многих группах, самыми известными из которых, помимо Deep Purple, являются Whitesnake и Rainbow. Но мы сегодня поговорим о других проектах этих двух музыкантов.
Итак, еще будучи в составе Deep Purple, Джон Лорд записывает такие замечательные концептуальные произведения как Gemini Suite (1971) и Windows (1974). В записи альбома 1971 года принимали участие музыканты Лондонского симфонического оркестра. Это поистине великолепное произведение, не уступающее патриархам классической музыки и раскрывает богатый творческий потенциал самого Лорда. Композиции разделены как бы на партии по числу главных задействованных музыкальных инструментов: гитара, бас, ударные, пианино, орган и отдельно вокал. В записи этого альбома принимали участие барабанщик Deep Purple Ян Пэйс и бас-гитарист Роджер Гловер.
Альбом вышел в Европе на лейбле Purple Records (в 1983 и 1984 годах переиздавался в Англии на лейбле Safari Records и Германии на лейбле Line Records с другой обложкой), в США и Канаде на лейбле Capitol Records (в 1973 году был переиздан на лейбле Warner Bros. Records c другой обложкой), в Японии на лейбле Odeon. В 2019 году был переиздан в Европе на лейбле Ear Music также с другой обложкой. Первые издания раскрывались, обложка европейских изданий была полностью текстурированная как внешней, так и с внутренней стороны.
Альбом Windows (1974) был выдержал полностью в симфоническом стиле с легким налетом рока, в записи приняли участие музыканты Оркестра Мюнхенской камерной оперы, а также Дэвид Ковердэйл, Гленн Хьюз и Тони Эштон. В Америке альбом не издавался, в Европе вышел на лейбле Purple Records, в Японии – на лейбле EMI, издания раскрывались. В 2019 году состоялся двойной виниловый релиз в Германии на лейбле Ear Music, с другой обложкой.
Честно говоря, смотря на все эти повторяющиеся фамилии, можно прийти к выводу, что ребята в свободное от основной работы время как истинные английские джентльмены ходили друг к другу пить чай и ни в чем себе не отказывали ))
1974 год в музыкальном плане вообще выдался очень урожайным. В это же время состоялся совместный проект Лорда с Тони Эштоном под названием Ashton & Lord. Музыканты записали интересный альбом, выдержанный в джазовых и прог-роковых тонах - First Of The Big Bands.
Альбом вышел в Европе на лейбле Purple Records и в США на лейбле Warner Bros. Records, в оформлении был прост, дополнительно ничем не комплектовался. Последний раз переиздавался на виниле в Германии в 1983 году.
Забегая немного вперед отметим, что сотрудничество Джона Лорда и Тони Эштона продолжалось и позже. К примеру, в 1976 году был создан проект Paice Ashton & Lord, куда вошли музыканты Берни Марсден и Ян Пэйс. В этом составе проектом был записан в 1977 году блюз-роковый альбом Malice In Wonderland.
Вышел в Европе на лейбле Polydor, Oyster, в Америке и Японии - на лейбле Warner Bros. Records, издания раскрывались. Последний виниловый (двойной) релиз состоялся в 2019 году в Германии на лейбле Ear Music.
Кстати, трое из участников – Пэйс, Марсден и Лорд окажутся в группе Whitesnake.
В свою очередь, в том же 1974 году Роджер Гловер в рамках проекта Roger Glover And Guests выпускает свою знаменитую рок-оперу The Butterfly Ball and the Grasshopper's Feast («Балл бабочки и пир кузнечика»), адаптированную под 26-серийный анимационный фильм на основе созданной иллюстратором Аланом Олдриджем иллюстрированной книги 1973 года «Бал бабочки и пир кузнечика» (кстати, эти идеи были заимствованы Олдриджем из стихотворения поэта Уильяма Роско аж 1802 года, так что гротеск в этом какой-то да есть!).
В записи альбома приняли участие целый симфонический оркестр и около 30 приглашенных музыкантов, среди которых были все тот же Гленн Хьюз, и Ковердэйл, и Эштон, и Ронни Джеймс Дио. Альбом вышел в Европе как всегда на лейбле Purple Records, в Японии на лейбле EMI, в США и Канаде на этот раз на лейбле UK Records. Издания раскрывались, единственное обложки некоторых изданий на лицевой стороне содержали буквы разного шрифта. Европейские переиздания 1980-х гг. уже не раскрывались, но комплектовались черно-белой вкладкой, повторяющей разворот.
Здесь надо отметить, что Гловер занимался активной продюсерской деятельностью в начале 1970-х гг. таких групп как Elf и Nazareth, он же продюсировал и этот альбом.
После временного прекращения деятельности Deep Purple в 1976 году, музыканты не сидели сложа руки: Лорд в 1976 году выпускает альбом Sarabande, Гловер в 1978 году выпускает альбом Elements, параллельно продолжая заниматься продюсированием именитых групп и исполнителей: Status Quo, Ian Gillan Band, David Coverdale, Rainbow и других.
Лордовский альбом «Sarabande» был выдержан в тех же классических симфонических тонах, что и Windows. В Европе вышел на том же лейбле, кроме Германии – там выпускающим лейблом на первых изданиях была EMI, HOR ZU. В Штатах и Канаде альбом также не вышел, в Японии лейблом был Polydor. Из особенностей конверта: на лицевой стороне обложки посередине был вырез, через который виднелась либо фотография Лорда, либо космический звездный пейзаж, все в зависимости от того, какой стороной вставлялась вкладка в конверт. Кстати, если присмотреться внимательно, одна из сидящих на змее женщин позой очень напоминает изображение с альбома группы Whitesnake - Lovehunter. В европейском переиздании 2019 года на все том же лейбле Ear Music обложка видоизменена: рисунок дракона, свернутого кольцом, более выразителен, особенно морда. Издание раскрывалось, рисунок с обложки был вынесен на «пятак».
Гловеровский альбом «Elements» был намного проще в оформлении, недели у коллеги: ничем не комплектовался, вышел в Европе, США, Канаде и Японии на лейбле Polydor, последний раз на виниле был переиздан в 1980 году.
Период 1970-х гг. хотелось бы закрыть любопытным проектом, где Гловер и Лорд опять встретились вместе в проекте композитора Эдди Хардина - Wizards Convention. Это был все тот же 1976 год, когда остановилась деятельность Deep Purple, и много персон в британской музыкальной тусовке искали себе занятие по душе. Ну, если не сыграть в крикет, то, по крайней мере, совместно записать какой-нибудь альбом, что и случилось в 1976 выходом одноименного альбома Wizards Convention, где отметились все те же Дэвид Ковердэйл, Джон Лорд, Роджер Гловер, Гленн Хьюз и Тони Эштон. Альбом вышел на виниле в Англии, Германии, Канаде, Японии и Аргентине на лейбле RCA (канадское издание комплектовалось вкладкой).
В руках я его никогда не держал, поэтому не могу ничего сказать о его коллекционной ценности, вместе с тем вызывает неподдельное любопытство вышедший в Англии в 1989 году на лейбле Connoisseur Collection сборник обоих проектов Гловера и Хардина - The Butterfly Ball And Wizard's Convention. Конверт сборника раскрывался, одно из английских изданий вышло лимитированным тиражом с доукомплектованной 7-дюймовой пластинкой.
В 1982 году Лорд выпускает очередной альбом Before I Forget: альбом выходит в Японии на лейбле EMI, в ведущих европейских странах на лейбле Harvest. Америка опять в пролете! Издания ничем не комплектовались, не раскрывались. На этом альбоме Лорд как будто свернул с первого всеобъемлющего классического сопровождения своих сольных эпосов и задал задорный ритм в духе Deep Purple. Наибольший интерес здесь вызывает композиция «Bach Onto This».
Гловер же в 1983 году выпускает альбом Mask. Выпускающими лейблами были: 21 Records и Polydor. Особенность вкладки: в английских изданиях вкладка была однолистовая двусторонняя, на европейских изданиях вкладка выходила в виде конвертов, куда вкладывалась пластинка. При этом английская вкладка являлась зеркальным отражением других европейских вкладок, а штатовская вкладка была черного фона на стороне, где был текст.
Следующие виниловые релизы были у Гловера в 1988 году, где он вместе с Яном Гилланом записывает альбом Accidentally on Purpose (об этом альбоме мы рассказывали в статье про творчество Яна Гиллана).
Последний альбом с участием Лорда вышел в октябре 2012 года под названием Concerto for Group and Orchestra. К сожалению, Лорд этот релиз не увидел, так как ушел из жизни в июле 2012 года. Этот альбом явился как бы переосмыслением записанного еще в 1969 году концертного альбома Deep Purple. В записи альбома помимо музыкантов Королевского Ливерпульского Филармонического Оркестра приняли участие такие маститые музыканты как Джо Бонамасса, Стив Морс, Брюс Дикинсон. Виниловый релиз состоялся единожды 29 июля 2013 года в Германии на лейбле Ear Music, издание раскрывалось, комплектовалось двумя вкладками. Этот альбом явился как бы переосмыслением записанного еще в 1969 году концертного альбома Deep Purple.
Не выходил на виниле, но заслуживает отдельного внимания сингл «The Sun Will Shine Again», записанный с солисткой шведской группы ABBA Анни-Фрид Лингстад, хотя, конечно, после Deep Purple воспринимается очень напряженно. Но интересно.
Роджер Гловер виниловые пластинки больше не выпускал, но продолжал активно заниматься продюсированием различных групп и исполнителей, прежде всего Deep Purple, совмещая работу бас-гитариста, причем не только в стиле хард-рок, но и хэви-металл (к примеру, Pretty Maids, Dream Theater), а также принимал участие в записях различных альбомов у Элиса Купера, Дэвида Ковердэйла, Gov’t Mule и некоторых других исполнителей.
Как оказалось, Англия – страна маленькая, все у всех поиграли (немножко).
На этом все на сегодня. Всем удачи в делах.
В следующей статье с нами любитель летучих мышей замечательный бирмингемский парень, а на сегодня уже дедушка - Ozzy Osbourne (как раз дослушиваю его последний альбом…).
Обсудить творчество любимых групп и исполнителей на виниловых пластинках все желающие могут в Обществе Коллекционеров Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 53/10 во время работы секции филофонистов по вторникам с 16.00 до 20.30 и на «Виниловых субботах», которые проходят по этому же адресу, по субботам с 10.00 до 14.00.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.