Две жизни. СССР, 1961. Режиссер Леонид Луков. Сценарист Алексей Каплер. Актеры: Николай Рыбников, Маргарита Володина, Вячеслав Тихонов, Элеонора Нечаева, Лев Поляков, Станислав Чекан, Владимир Дружников, Лев Свердлин, Ольга Жизнева, Алла Ларионова, Георгий Юматов, Елена Гоголева, Сергей Гурзо и др. 41,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Леонид Луков (1909-1963) за свою карьеру поставил 22 фильма, некоторые из которых остались в памяти зрителей («Большая жизнь», «Два бойца»). Последним его полностью завершенным фильмом стала драма «Две жизни» (1961).
Советская кинокритика встретила «Две жизни» неоднозначно.
К примеру, кинокритик Маргарита Кваснецкая писала в журнале «Искусство кино», что эта «картина, созданная серьезными художниками, еще раз подтвердившая незаурядное мастерство сценариста и режиссера, правдиво показавших героику великого времени, не встала вровень с нашими лучшими историко-революционными фильмами. Почему? Причина здесь, очевидно, в том, что в поисках современного решения историко-революционной темы художники перестали где-то доверять себе и зрителям.
Им казалось, что просто эпический показ революционных событий, когда главный герой — народ, может наскучить, не удержать внимание аудитории. Они полагали, что приключения простого солдата и драматические переживания аристократа-офицера, судьбы которых поставлены в центре, оживят действие, позволят с новой стороны показать события тех лет. Так могло бы случиться, если бы две эти жизни были сами по себе значительны, если бы характер главного героя был типическим, ярким, если бы сюжетная ситуация помогала раскрыть неповторимые черты времени. Наконец, если бы художественный вкус постановщика был бы более строгим, сдержанным, тонким...» (Кваснецкая, 1961: 86).
И далее М. Кваснецкая конкретизирует свои претензии к фильму: «Надо сказать, что драматическое и режиссерское решение сцен пролога вызывает серьезное возражение. Здесь все построено на привычных штампах, по испытанному шаблону «буржуазного разложения». Нарочито вульгарные девицы — сильно оголенные и нечесанные, мужчины с пошлыми физиономиями, бессмысленное топтание пар под звуки джаза... Ни одной оригинальной, яркой детали, интересной режиссерской находки, ни одного характера!.. И в этом третьесортном заграничном «раю» прославленный генерал ведет свой рассказ о том, как он пришел в революцию» (Кваснецкая, 1961: 87). Кваснецкая М. Какой он, герой революции? // Искусство кино. 1961. № 11. С. 85-88.
Уже в постсоветские времена взгляд кинокритика В. Плотникова-Самарского на «Две жизни» оказался иным: «Фильм великолепный. Впервые увидел год-полтора назад. … Смотрю, и все больше нравится, оттесняя многое, некогда казавшееся крутыми «рев-боевиками». Потому что – реалистически-правдоподобно (для начала 1960-х) и, главное, интересно. Живо передан колорит эпохи, что не удивляет: очевидцы событий еще пребывали в доброй памяти. Сочный говор, безыскусные диалоги, узнаваемые типы, взаправдашние коллизии, ненадуманная психология» (Плотников-Самарский В. КиноОкрошка. Эмиграция совести. 2010 // https://www.proza.ru/2011/11/26/541).
Итак, это были мнения кинокритиков…
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020