Единственное в мире торговое судно с ядерной энергоустановкой приступило к выполнению первого коммерческого рейса в 2020 году. 17 марта атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" вышел из морского порта Архангельск с пунктом назначения порт Сабетта.
По данным "Атомлфота", #судно доставляет более 20 тыс. тонн разнородного генерального груза для строящегося проекта "Арктик СПГ 2". Груз включает в себя металлоконструкции, железобетонные изделия, трубы, электротехническое оборудование строительную технику. Два аналогичных рейса в Обскую губу "Севморпуть" совершил в прошлом году.
Перед первым в этом году рейсом #атомоход прошёл доковый ремонт в Санкт-Петербурге. Вероятно, нетипичное для "Севморпути" место ремонта объясняется отсутствием соответствующих технических сооружений в северных регионах после аварии плавдока ПД-50, где раньше обслуживался атомоход. В Петербурге атомного гиганта длиной 260 м и водоизмещением 61 тыс. тонн принял плавучий док Канонерского судоремонтного завода. Здесь проводился ремонт донно-бортовой арматуры и винторулевого комплекса.
После этого чуть меньше месяца "Севморпуть" провёл у достроечной набережной Балтийского завода, где проводился ремонт главной вспомогательной турбины, дизель-генератора и палубного оборудования.
Следующий доковый ремонт атомохода запланирован на 2023 год. До этого времени судно будет работать в акватории Северного морского пути. По крайней мере, такие планы у нынешнего судовладельца "Севморпути" – госкорпорации "Росатом".
Что касается грузовой базы для атомохода, то, видимо, в ближайшее время это будут и дальше грузы для строящегося завода "Арктик СПГ 2". Если быстро меняющаяся экономическая ситуация позволит, то это могут быть грузы и для других арктических проектов.
Также не исключён вариант работы "Севморпути" на доставке рыбной продукции с Дальнего Востока. В 2019 году судно совершило первый подобный рейс, доставив груз дальневосточных рыбаков в Санкт-Петербург. Однако для регулярного движения по такому маршруту необходимо просчитать экономику.
Как пояснил в недавнем интервью гендиректор ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка, транспортировка рыбной продукции с Дальнего Востока морем экономически эффективнее железной дороги при условии обеспечения обратной загрузки. Кроме того, желательно сократить маршрут, доставляя груз, не в Санкт-Петербург, а в Мурманск. Сейчас для этого в Мурманске ищется площадка под терминал для рефрижераторных контейнеров.
Наконец, есть ещё одна важная задача, к которой может привлекаться "Севморпуть" – обеспечение Северного завоза.
Как именно будет использоваться уникальное судно с неограниченной дальностью хода, и повлияет ли на него формирующаяся с весны 2020 года экономическая ситуация, скоро увидим.