Лично у меня к Средним векам человечества масса претензий: от отсутствия гигиены до наличия инквизиции. Но кое-чего у средневековых людей не отнимешь — например, практичности. Им и в голову бы не пришло заказывать в Китае колесо для телеги, которую сколачивают в Мюнхене.
Мир сломался. Как и предрекали философы, его сломали человеческая глупость и жадность. В нашем случае — паника из-за эпидемии коронавируса (глупость) и ссора нефтедобывающих стран (жадность). Как результат — прямо сейчас мы становимся свидетелями исторического события, о котором будем вспоминать еще очень долго. Только сегодня мы еще не понимаем, что в итоге получим невероятный опыт, важность которого трудно вот так сразу осознать. Но пока царит такой хаос,что даже сложно было собраться с мыслями, чтобы написать эту статью.
«НЕПРАВИЛЬНАЯ» ЭКОНОМИКА
Несколько десятилетий мы медленно, но уверенно переходили к индустриальному глобализму, искусственно поддерживали низкую волатильность национальных валют, поощряли накопление капиталов привилегированным меньшинством. Мы не видели, какова эрозия общества от этого, что поставило нас в очень опасное положение. «Титаник» мировой экономики, всего мирового социума на полном ходу врезался в айсберг под названием COVID-19, и ущерб от столкновения принимает катастрофические масштабы.
Десятилетиями промышленники и «успешные менеджеры» постепенно перемещали заводы и цепочки поставок в другие страны, в то же время уничтожая средний класс «легкими деньгами» и финансиализацией, постиндустриальной «экономикой услуг» и приматом сервиса над производством. Заодно и разрушая традиционную семью в процессе. «Работать руками» стало синонимом неуспешности в жизни. «Пахать в поле» — синонимом полного карьерногого провала.
Словосочетание «аграрная экономика» стало синонимом цивилизационной отсталости. Замолчите и прислушайтесь! Слышите смех? Это Аргентина, Бразилия, Украина и другие аграрные страны смеются над «мировыми технологическими лидерами». Потому что у них завтра будет что кушать три раза в день, а без нового айфона прожить вполне можно.
Я не удивлен, что теперь привычный мир разрушается — как физически, так и экономически. Это то, что все мы получили в результате десятилетий накручивания педалей с целью развития экономики вопреки здравому смыслу и искусственного поддержания показателей роста за счет дешевых кредитов. «Рост любой ценой!» — таков был лозунг бесчисленных коучей и гуру бизнеса. Сказки про «голубой океан» и рассказы про стартаперов, поднявших в 18 лет в собственной спальне миллионные инвестиции, звучали из каждого утюга.
Но сегодня у нас нет никакого способа защитить экономику от воздействия вируса. Нас застали врасплох. Из-за сочетания ужасных решений, принимавшихся за последние 50 лет, из-за экспериментов с капитализмом и социализмом мировая экономика сейчас уязвима более чем когда-либо. Теперь правительства бросают многомиллиардные ресурсы на то, чтобы «спасти экономику» любой ценой, не понимая, что пора уже слезть с этого велосипеда. Прежней экономики больше не будет.
Мой любимый пример последних месяцев: производство тяжелых грузовиков на ряде заводов в Германии остановилось из-за того, что нет комплектующих — радиаторов. Эти радиаторы выпускались в Китае. За многие тысячи километров! И менеджеры предприятия доказывали своим акционерам, что это выгодно и целесообразно.
Но теперь, в условиях эпидемии, китайский завод, выпускавший радиаторы, прекратил работу. Доказывайте теперь целесообразность коронавирусу, серьезные дяди в пиджаках и с галстуками. А вменяемые менеджеры теперь позаботятся, чтобы выпуск радиаторов был налажен где-нибудь в Словакии или Польше, максимум в Беларуси. Потому что здравый смысл подсказывает, что не надо колесо делать за тысячу километров от самой телеги.
ДЕНЬГИ «СЛОМАЛИСЬ»
«Адаптивная» денежно-кредитная политика с дешевыми кредитами и финансиализация экономики после отказа от золотого стандарта в 1971 году нанесли большой удар по обычным людям. Система бесконечных кредитов, ничем не обеспеченных денег постепенно разрушала покупательную способность людей, сокращала их возможности для постепенного накопления капитала и ослабляла их семьи, поскольку наемные рабочие были вынуждены брать больше смен, а потом уже и их женам пришлось выходить на работу, чтобы как-то свести концы с концами. Такие ограничения в деньгах и времени привели к постоянному росту уровня стресса и увеличению числа разводов.
К сегодняшнему моменту, когда уровень стресса в обществе бьет все рекорды, когда метафорическая бочка уже в достаточной мере наполнена порохом в виде десятилетий искусственно подавляемой волатильности, а финансовое неравенство велико как никогда, пришедшаяся очень некстати эпидемия норовит окончательно выбить почву из-под ног простых граждан.
Учреждения, от которых люди зависели многие годы, — их правительства и центробанки — проявили абсолютную беспомощность и не могут предпринять для спасения ситуации ничего лучше, чем в очередной раз включить печатные станки. Собственно, они уже запущены и работают. Приготовьтесь к расширению денежной базы, рядом с которой финансовая экспансия 2008 года покажется просто наивной детской игрой. И можете не сомневаться, эта попытка собрать Шалтая-Болтая окажется такой же неэффективной, как и предыдущая. Это снова несколько сдержит волатильность, но приведет к еще большему падению в будущем. Причем, вероятно, период затишья перед следующим штормом окажется ощутимо короче. Боюсь, что реакция на кризисы с этого момента будет все менее эффективной.
Людям и бизнесам нужна защита, которую традиционная система на данный момент обеспечить просто не в состоянии. По мере того, как они будут разгонять свои печатные станки до максимума, все больше людей станет искать безопасность и равновесие в золоте, в своем маленьком бизнесе, в подсобном хозяйстве, в криптовалютах и т. д. Все больше людей будет понимать, что искусственная политическая повестка и ментальная клетка, в которую они оказались загнаны, только отвлекают их внимание от истинных проблем, одна из которых состоит в том, что мы сломали твердые деньги. Почините деньги, и вы почините мир.
ВИРУС И ОБЩЕСТВО
Не единственный, но все-таки самый вероятный сценарий 2020-го — продолжающаяся пандемия. Как она изменит мир? Не будем исключать простейший вариант — привыкание, считает, например, журналист Сергей Шелин. Исчерпав возможности остановить болезнь, с ней могут смириться, как смиряются с тем же гриппом. Смертность от коронавируса, конечно, гораздо выше, но все же не чума. Границы снова откроются, офисы и школы заработают, стадионы наполнятся болельщиками.
Вот только людям придется отказаться от укоренившихся представлений о ценности жизни и необходимости бороться за нее, жертвуя хозяйственной целесообразностью, общественными привычками и развлечениями. Такой переворот в общественном сознании не может произойти всего за несколько месяцев, он требует времени.
2020 году предстоит стать временем перемен, которых нынешнее поколение еще не видело. Настолько крутых, что когда в 2021-м появится наконец вакцина или наметится упомянутое привыкание, мир рискует уже не возродиться в прежнем виде.
Прежние кризисы (2008-го и во многом даже 1929-го) начинались, когда обламывалась кредитная экспансия, лопались финансовые учреждения, фирмы не могли сбыть накопившуюся продукцию и рассчитаться с долгами и т. п.
А сейчас причина совсем в другом.