Найти тему
Лавка старины

Самые редкие иконы на антикварном рынке

Древнерусская икона издревле писалась темперой на дереве. Но в домашних иконостасах и среди храмовых икон можно было увидеть литые образа. В основном они были маленькие по размеру, потому что их копировали с небольших деревянных икон. Первые металлические иконы привозили из Греции, потом их стали изготовлять в православных монастырях на Руси. Меднолитые иконы были дешевле и прочнее. Более того, верующие приписывали им различные сакральные свойства, проводя параллель между ними и библейским медным змием.

Складень четырехстворчатый «Праздники», медная пластика, эмаль, Россия, 19 век
Складень четырехстворчатый «Праздники», медная пластика, эмаль, Россия, 19 век

Кроме меди для изготовления литых икон всегда использовалась бронза.

Литые бронзовые иконы считались знаком благочестия и хранились у многих людей из любого сословия. Бронзовые иконы сохраняют первоначальный вид более 100 лет без реставрации и в этом их ценность. В храмах литые бронзовые иконы часто занимали почетное место над царскими вратами. Особо популярны бронзовые иконы стали в 19 веке.

Медно-литая плашка-икона «Благое молчание», Россия, начало 20 века, медь, эмаль
Медно-литая плашка-икона «Благое молчание», Россия, начало 20 века, медь, эмаль

Был в истории иконного литья и период запрета. В 1722 царским указом было воспрещено иметь такие иконы в храмах и домах. Они сохранились в основном у старообрядцев. Но уже к середине 19 века по всей России работали мастерские, изготавливающие литые иконы. Самые известные из них — это старообрядческие мастерские вятского села Старая Тушка, заведение Петра Серова в Костромской губернии, московская мастерская В. Замятина, мастерские старообрядческого Выговского монастыря и многие другие. Сейчас такие иконы стали большой редкостью как в антикварных салонах, так и на аукционах.

Складень «Николай Чудотворец», Россия, 19 век, бронза
Складень «Николай Чудотворец», Россия, 19 век, бронза