Династия Рюриковичей на троне Русского государства официально окончилась в 1598 году, когда не стало последнего сына Ивана Грозного. А надежды на то, что у царствующего дома еще есть шанс, угасли четырьмя годами ранее.
Невезение?
В принципе, Иван Васильевич с порядковым номером 4 сам во многом виноват. У него было 5 сыновей и вполне могли бы родиться многочисленные внуки. Но его первенец Даниил не пережил младенчества из-за нерадивых нянек, сын от от Марии Темрюковны тоже так и не стал взрослым, а остальным женам Грозный не давал шанса стать матерями, ссылая в монастырь.
Получилось только у Марии Нагой, но и ее отпрыск не блистал отменным здоровьем. У Ивана Грозного до взрослого возраста добралось двое наследников: Иван и Федор. Ивана царь дважды разводил с женами, якобы ввиду их бесплодия, а последняя жена царевича, хоть и понесла, но ребенка потеряла.
Смоковница из рода Годуновых
Федор был явно слаб и отцом в качестве продолжателя рода поначалу не рассматривался. Ему долго позволялось быть благополучно женатым на женщине, которая более полутора десятков лет не могла дать Грозному долгожданного внука.
Ирина Годунова стала женой царевича Федора в 1575 году. 6 лет супруги жили спокойно. А в 1581 году все изменилось: Федор остался главным наследником отца.
Иван Васильевич планировал сына развести с бесплодной Годуновой и женить на другой девушке, но и сам Федор проявил неожиданное упорство, и брат его жены постарался: новую невесту услали в монастырь, Ирина Голунова сохранила свое положение невестки царя, а в 1584 году стала царицей.
Супругам оставалось молиться и уповать на чудо. Что они и делали, но все беременности Годуновой заканчивались неудачно, Дмитрий, сын Грозного и Марии Нагой, законным сыном не считался, да и в 1591 году мальчик таинственно скончался в Угличе.
Новая надежда
К зиме 1591 года у Федора Иоанновича и Ирины Годуновой появилась надежда: на 17-м году брака Ирина осчастливила супруга известием, что возможно он все же станет отцом.
Супруги были уже не так молоды: Федору Иоанновичу и Ирине было по 34 года. Для женщин на Руси того времени это был возраст увядания красоты, ведь и замуж девушек отдавали очень рано.
Несмотря на прошлые неудачи и риски, связанные с возрастом Годуновой и здоровьем ее мужа, малыша царице удалось выносить! И в конце мая 1592 года на свет появился ребенок.
Феодосия
Судьба решила пошутить: вместо крепкого мальчика и наследника престола на свет появилась девочка. Хорошая, с виду здоровая, но девочка.
Для Ирины и Федора это было драгоценное дитя: вымоленное, жданное. Они были счастливы, как и любые люди, в чьей семье наконец-то родился малыш. Девочку назвали Феодосией ("Богом данная"). Дитя окружили вниманием и заботой.
В честь ее рождения пушечных дел мастер Андрей Чохов, изготовивший ранее знаменитую Царь-пушку, отлил 625-ти пудовый колокол "Лебедь", который находится в Троице-Сергиевой Лавре.
Но Федор был царем. И к счастью его отцовства примешивалось чувство тревоги и неопределенности: кому передать престол? Волновались и бояре, видя, как сдает их царь.
А был ли мальчик?
Все продолжали надеяться, что вслед за дочерью, Ирина сможет подарить царству и наследника. Но больше детей не появилось.
А вскоре поползли слухи, что властолюбивый брат царицы Борис Годунов подменил ребенка. Дескать, на самом деле Ирина Годунова родила сына, но его поменяли на девочку из простой семьи, чтобы не дать династии Рюрика остаться на троне. Из-за этих слухов во время Смуты 17-го века время от времени появлялись самозванцы - "дети царя Федора".
В феврале 1594 года Феодосия Федоровна неожиданно угасла, ей не было и 2-х лет. А народ винил во всем Бориса Годунова. Хотя опечален он был не меньше родителей.
Сохранился его ответ послам, которых Борис не принял: "...мне в такое время не до послов, яз в нынешнее время не могу на свет зреть".
Но у русских людей конца 16-го - начала 17-го века была традиция: во всем обвинять "Бориску". Был ли он виновен в том, что пресеклась династия Рюриковичей на Московском троне? Думаю, что нет. Отец Феодосии здоровьем не отличался, да и дед прожил всего 54 года.
Наследственность, неразвитая медицина, поветрия, погрешности в питании и уходе - все, что угодно могло произойти с единственной внучкой Ивана Грозного, несбывшейся надеждой рода Рюрика на троне.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.