Если открыть любой закон, вносящий поправки в действующее законодательство (далее поправочный закон), то можно легко убедиться, что поправочный закон сложен для понимания, им трудно пользоваться в отрыве от изменяемого закона, он нечитабелен, так как предназначен не для публичного пользования, а для смыслового изменения/редактирования отдельных статей действующего закона.
В классическом варианте поправочный закон состоит из двух статей – одна содержит все поправки, другая – определяет сроки вступления их в действие.
Федеральный конституционный Закон о поправках Конституции, принятый в полном соответствии со статьей 136 Конституции, но вопреки ей же до сих пор не вступивший в действие, содержит три статьи: собственно, поправочная статья (ст. №1), далее не связанная с поправками и по смыслу являющаяся самостоятельным законом статья № 2 (вопросы всероссийского голосования) и статья № 3 также не вносящая поправки, а устанавливающая последовательность процедур и сроки вступления в действие закона в зависимости от Заключения Конституционного Суда и результатов всероссийского голосования.
Вроде бы все логично и понятно, но не покидает ощущение, что здесь что-то не так, что эти три статьи поправочного закона как три тополя на Плющихе, или, скорее как три сосны, из которых невозможно выбраться.
В самом деле, статья 2 поправочного закона, касающаяся процедуры голосования, затрагивает права и свободы граждан России (день голосования объявлен нерабочим днем, установлен 18-летний порог участия в голосовании, свободное и добровольное голосование и т.д.). Значит здесь вступает в действие часть 3 статьи 15 Конституции «…Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.»
На момент написания этих строк поправочный закон не опубликован, и согласно выбранной логике и процедуре принятия поправок он и не будет опубликован до голосования, значит ни одна из его статей не может исполняться.
Есть еще одна неопределенность с исполнением статьи 2. В ней даются поручения Центральной избирательной комиссии, она «… 2) обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о подготовке и проведении общероссийского голосования, в том числе возможность их ознакомления с текстом настоящего Закона.»
Непонятно, как можно знакомить граждан с неопубликованным официально документом, тем более таким сложным для умственного восприятия.
Вопрос, вносимый на всероссийское голосование звучит в соответствии с Указом Президента так: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?». Для осознанного ответа на этот вопрос надо как минимум сравнить два документа в актуальном состоянии, т.е. текст действующей Конституции и официальный текст измененной Конституции. И каждый из нас вправе требовать эти два текста. Понятно, что такой возможности мы не получим. Короче, чем дальше в лес, тем толще партизаны.
Есть еще один момент, характеризующий основу и внутренне содержание нашей системы вертикали власти. Я приведу текст/выдержки из трех частей поправочного закона: «22. Членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, работникам Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации производится дополнительная оплата труда (выплачивается вознаграждение) за работу по подготовке и проведению общероссийского голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
23. Суммы, выплачиваемые членам избирательных комиссий … за выполненные ими работы, оказанные услуги, непосредственно связанные с подготовкой и проведением общероссийского голосования, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами.»
«7. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу статьи 1 настоящего Закона, продолжают осуществлять полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации до их прекращения по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ… Если после вступления в силу статьи 1 настоящего Закона число судей Конституционного Суда… соответствует числу судей, предусмотренному статьей 1 настоящего Закона, либо превышает его, новые судьи Конституционного Суда Российской Федерации не назначаются.»
Для тех, кто не увидел фишку, поясняю. После вступления в силу поправок количество суде КС должно сократиться с 19 до 11 человек. Но в соответствии с приведенной частью статьи 3 поправочного закона никто из судей не будет сокращен до окончания срока их работы по прежнему законодательству. Обнуление наоборот, однако.