В процессе творчества мы так или иначе входим в конфликт между строгим математическим расчетом и возвышенной идеей.
Но как же так, ведь творчество нельзя просчитать и измерить, это божественный акт. В картине есть задумка, идея, посыл, великий смысл, а вы бегаете с линейкой и циркулем и пытаетесь ее своей геометрией пронзить, убить, а потом препарировать и рассмотреть из каких жил и косточек она состоит, это жестоко и угнетает великие смыслы.
Давайте начнем разбираться в этом непростом деле со сказочной метафоры. В анализе художественной композиции (и в построении, собственно, тоже) существует два больших этапа: «мертвый» и «живой» (по аналогии с мертвой и живой водой в русских народных сказках). Или, как принято, в профессиональной среде - это структура и смыслы.
«Мертвый» этап в построении композиции – это четко выверенная «сухая» конструкция, геометризированный скелет будущего произведения, точный математический расчет правильных пропорций, силовых точек, геометрических узлов, направляющих и проработка схем построения. В этот момент автор-манипулятор и создает сценарий по которому зритель будет воспринимать его работу. Автор продумывает как зритель будет «бродить» по картине, куда кинет взгляд в первую очередь, где задержится и будет рассматривать, и даже, какие эмоции испытает. И математический расчет позволяет нам с большей вероятностью просчитать и создать наиболее удачное произведение. Но всё это делается во благо и именно для того, что бы зритель наиболее точно понял «живую» часть произведения. А вот уже «живой» этап в создании композиции – это его душа и смыслы, которыми автор её наполняет. Это глубинный художественный образ, идея, смысловой подтекст, всё то, что так необходимо донести до зрителя. Но, стоит помнить, что второй этап может внести значительные поправки в первый, ведь правила существуют, что бы их умело нарушать.
Эти этапы нельзя рассматривать отдельно и даже последовательно, они должны проявляться в процессе создании произведения параллельно, но осознаваться они должны как два важнейших ингредиента в создании полноценного произведения.
Но возможно ли с помощью математики взломать гениальность? Боюсь, что нет. Безусловно, здесь мы только можем бесконечно приближаться к решению этой задачи, но так и не постичь ее... А вы что думаете?