Критика в качестве обратной связи несет за собой больше пользы, чем похвала.
Вы умеете критиковать?
Вопрос заставил меня вспоминать учебу в университете по специальности «Педагог - психолог». Без толку, если большинство приемов я не применяю на практике. Поэтому фиксирую мысли, которые первые пришли в голову.
Мысль первая
Не критикуй за то, что человек не может изменить. Например, внешность: рост, вес, цвет кожи, размер носа. Эффективнее научится воспринимать людей такими, какие они есть.
Мысль вторая
Записана в заметки после недавней беседы с Ульяной Мулевской
Говори от своего имени.
Обычно, когда нам что-то не нравится, мы начинаем с претензии.
Было: Хватит раскидывать свои вещи!
Стало: Я не люблю беспорядок.
Было: Опять ты орешь на меня!
Стало: Я злюсь, когда слышу крик в свой адрес.
Мысль третья
Будь конкретнее.
Пример из жизни.
Одна смена барменов считала другую смену плохой. Из-за некачественной уборки, точнее за то, что не протирали кофемашину в конце рабочего дня. Климат в коллективе удалось исправить, благодаря конкретике.
Было: Ваша смена хреновая!
Стало: Нам неприятно начинать работу с грязной кофемашиной.
Мысль четвертая
Исключи эмоции, оставь факты.
Было: Надоели твои опоздания.
Стало: Сегодня ты пришел позже назначенного времени на 10 минут, а вчера на 15.
Было: Ты бездарный продавец.
Стало: На твоей смене из 20 посетителей с покупкой уходят только 2.
Мысль пятая
Критикуешь – предлагай.
Если предложить нечего, возможно, критиковать не стоит.
Было: Дико раздражает этот пакет с пакетами из супермаркета
Стало: Если ходить в магазин со своей многоразовой сумкой, то не придется каждый раз покупать пакет и мусора дома станет меньше
А вы знаете как критиковать? Научите!