Буддизм - одна из мировых конфессий. 7 процентов населения планеты - буддисты. Около миллиона из них живет у нас в стране. И, как это ни странно звучит, здесь у нас в Санкт-Петербурге находится самый большой в Европе буддийский храм.
«Буддийский храм в столице России, это само по себе забавно. Где Россия, и где буддизм? Вещи не совместные», — восклицает Евсей Козлов. (См. :
https://www.litres.ru/u-shutova/dao-evseya-kozlova/ )
Но как оказалось, вполне себе совместные.
Первые буддисты появляются в новой столице в начале XVIII века, калмыки участвуют в строительстве Петропавловской крепости. Но вот перепись 1869 года уверяет, что в Петербурге жил в тот момент только один(!) буддист. Оставим это на совести переписи.. в конце XIX века буддийская община в городе уже сложилась.
И были там весьма интересные люди.
Петр Александрович (Жамсаран) Бадма̀ев — крестник Александра III, врач тибетской медицины, выпускник Восточного факультета Университета и Военно-Медицинской Академии, Участник Большой игры на Востоке, автор проекта по интеграции в Российскую империю Тибета, Монголии и Китая.
Данза́н Давидович Тунду́тов – калмыцкий князь-нойон, выпускник Пажеского корпуса, герой Первой мировой войны, атаман Астраханского казачьего войска в Гражданскую. После захвата Астрахани большевиками увел своих казаков на Дон. Здесь в 1918 году Тундутов сформировал единое казачье—калмыцкое Астраханское войсковое правительство. Не поделил власть с Деникиным, был смещен и выслан с территории, подконтрольной деникинским Вооруженным Силам Юга России (ВСЮР).
В 1913 году на празднования, посвященные 300-летию дома Романовых приехал в столицу глава всех российских буддистов Пандито Хамбо лама XII Даши ̀-Доржо̀ Итигэлов.
В 1927 году Итигэлов ушел в нирвану, где и пребывает до сих пор. Тело его согласно завещанию было помещено в саркофаг и оставлено в местности Хухэ-Зурхэн (Голубое сердце) в Бурятии. В 1955 году саркофаг был вскрыт группой лам во главе с главой бурятской Сангхи XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым. Тело Итигэлова оказалось нетленным. В настоящее время оно, тело, перенесено в Иволгинский Дацан, где для него построен Благословенный Дворец Хамбо-ламы Итигэлова.
И собственно, основатель Петербургского дацана и первый его настоятель Агван Лобсан Доржиев, образованнейший человек, посланник Далай-ламы. Просто гляньте хотя бы в Википедию для ознакомленя. Он провел первое богослужение в Европе (Париж ,1900 год). Поэт Анненский писал:
Священнодействовал базальтовый монгол,
И таял медленно таинственный глагол
В капризно созданном среди музея храме,
Чтоб дамы черными играли веерами
И, тайне чуждые, как свежий их ирис,
Лишь переводчикам внимали строго мисс.
Не раз и не два подступался Доржиев к НиколаяII с просьбой выделить участок под постройку дацана. Наконец, Спасибо господину Эсперу Ухтомскому, свел Доржиева с Николаем Романовым, разрешение было получено. Он, Доржиев, пожертвовал на эту стройку все свои средства (30 тыс.руб), 50 тысяч рублей прислал Далай-Лама, в общем деньги нашлись.
Первый хурал был проведен в еще недостроенном дацане в 1913 году в честь 300-летия Романовых.
Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Внутренним убранством храма занимался Николай Рерих. Именно от Доржиева он впервые услышал о Шамбале.
В дацане было две статуи Будд: сидящая статуя Будды Шакьямуни и Стоящая - Будды Майтрейи, т.е. грядущего. Обе статуи были подарены королем Сиама Рамой V. И не просто так.
Короли Сиама пытались дружить со всеми власть придержащими: с Америкой, Англией, Францией. С Россией они дружили, как это принято сейчас говорить, "против Англии", для достижения паритета.
Второй сын Рамы V Чакрабон Пуванат, принц Питсанулок учился сначала в Великобритании, а затем в России, в Пажеском корпусе. Хорошо знал и русский язык, и русские традиции. В 1908 году женился на русской дворянке Екатерине Ивановне Десницкой, девушке далеко не томного образа жизни. Окончив курсы медсестер, Десницкая участвовала в русско-японской войне и была награждена Георгиевской медалью. Медсестры, да и военврачи оставались гражданскими лицами, крестами их не награждали, только медалями. Таких награжденных женщин было в той войне всего четверо.
Статуи Будд безвозвратно утратились после Октябрьского переворота 1917 года. В них искали сокровища. Нашли. Но не поняли, что эти непонятные свитки со священными текстами и мешочки с травами и есть сокровища. Изрубили деревянных, крашеных золотой краской, болванов и покидали в Неву.
Аметистовый храм «Гунзэчойнэй» , что является аббревиатурой первоначального названия храма, и означает «Источник Святого Учения Будды, сострадающего всему живому», стал самым северным буддийским храмом в мире, воплощением тибетской храмовой архитектуры и настоящей жемчужиной Петербурга.
PS. Да, у меня в тексте много ссылок на Википедию. Но это не потому, что я списываю оттуда. Там хватает ошибок и неточностей. Но это самая легкая возможность узнать чуть больше о людях, упомянутых мною. Начните с ВИКИ и идите дальше, в глубь. Оно того стоит.
И я еще ничего не сказала о П.К Козлове!
О Козловых:
Ю_ШУТОВА "Дао Евсея Козлова"
https://www.litres.ru/u-shutova/dao-evseya-kozlova/
Другие публикации на тему #петербургости о Петрограде 1914 - 1916 годов:
Короткий век "Бродячей собаки",
Шевроле, форды и фаэтона на улицах Петрограда,