Найти тему
Воз сена

ПОЧЕМУ дети плохо учатся уже в начальной школе

Илл. из книги Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома".
Илл. из книги Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома".

Комментарий к одному психологическому исследованию.

Автор этой статьи не преподавал психологию студентам. Он преподавал смежный предмет, в том числе, студентам психологического факультета и, заметим, 5-го курса (то есть почти «спецам»).

И однажды он спросил этих студентов (почти психологов), что является «ядром» человеческой личности и каковы механизмы ее формирования? И представьте, не получил должного ответа. А ведь эти вопросы составляют сущность психологического образования.

Спросил он также о том, знакома ли им фамилия психофизиолога, акад. РАН П. В. Симонова? А если знакома, то, чем он известен как ученый? И представьте, опять не получил должного ответа. А ведь труды этого ученого переведены на иностранные языки.

Вот и спрашивается: Каково качество профессионального образования нынешних психологов?

Далее приведем одну цитату и ее прокомментируем.

Цитата:

«В НИУ «Высшая школа экономики» выступили с докладом, посвященным типологии трудностей, с которыми чаще всего сталкиваются учащиеся начальной, средней и старшей школы. По словам доктора психологических наук, профессора Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Евгения Исаева, наиболее исследованы проблемы трудностей обучения в начальной школе.
Согласно результатам исследования, чаще всего младшие школьники пропускают буквы в письменных работах, затрудняются пересказывать тексты, плохо знают таблицу умножения и часто не могут справиться с заданиями для самостоятельной работы».

Прежде, чем комментировать цитату, скажем, что «ядром» личности человека являются вовсе не знания, которым учат детей в школе, и не умения и навыки, которые у них формируют также в школе, а их потребности.

А у детей младшего школьного возраста, о которых идет речь, доминируют (то есть являются «ядром» их личности) сложнейшие биологические потребности в подражании и игре, которые интегрируются в еще более сложную биологическую потребность, а именно: потребность в саморазвитии; а также дополнительные потребности в творчестве и свободе выбора средств удовлетворения своих потребностей (по Симонову).

С учетом этого интересными (самыми привлекательными) для учащихся начальных классов должны быть, прежде всего, объекты подражания, виды игровой и творческой деятельности. При этом детям должно быть предоставлено право свободного выбора объекта подражания (разумеется, только из примеров положительного поведения), вида игровой деятельности (командной, индивидуальной, парной) и вида творчества (художественного, литературного, театрального, научного).

Совершенно понятно, что в цитате приведены результаты обследования учеников начальной школы, которых принуждали (подчеркнем, принуждали) выполнять упражнения со словами, предложениями, текстами и цифрами, причем, как в школе, так и дома, что противоречило их потребностям. Иначе говоря, дети были лишены возможности подражать, играть, творить в свободной обстановке, а к ним применялось нормативно-принудительное обучение (типичное для рутинной школы).

Понятно, что такое обучение не побуждало детей к подлинной активности, а значит, не обеспечивало и их должного развития, а напротив, обуславливало неисполнение, симуляцию, имитацию и даже противодействие. Отсюда результат, который проявился в ошибках. Но есть и другой результат (более опасный). Уже на начальных этапах пребывания в школе дети начинают деградировать в личностном отношении (прикидываться, хитрить, ненавидеть…).

А далее деградация может только усугубляться и примеров тому превеликое множество. Вот только никто (и прежде всего учителя) до сих пор не могут (не хотят или не способны) понять, почему так происходит.

Завершая анализ, скажем следующее. Все содержание начального школьного образования (согласно мотивационной концепции) должно служить не целью обучения детей, как это имеет место в рутинной школе, а средством удовлетворения их потребностей в игровой и творческой деятельности.

Креативный учитель способен понять предложенную мотивационную концепцию, использовать ее в своей педагогической практике и вскоре убедиться в ее эффективности.

P.S.

Автор статьи много лет работал в системе повышения квалификации учителей. Но и сегодня еще способен провести семинар или образовательный курс для учителей (с выдачей сертификата).

Полную концепцию мотивационного подхода к школьному образованию, а также примеры уроков в начальной школе можно прочитать на Канале «Воз сена» в статьях: «Школа в будущем», «Из школы пришел внук (возбужденный)».

P.P.S.

Вспомнилось...

Исследования, подобные НИУ, проводились 40 лет назад в Институте физиологии детей и подростков РАО (дир. Безруких). Результаты были схожими. И тогда виноватыми сделали самих учащихся (ослабленных здоровьем, умственно отсталых, леворуких, косоглазых...). Школа хАрошая, а дети плАхие... Вот такой был сделан аморальный вывод.

В цитированной статье выводов нет (вернее, они не опубликованы). Но они, скорее всего, схожи с выводами 40-летней давности.

Вот такая замечательная у нас "наука". С такой "наукой" деградируем окончательно.