Найти в Дзене

Коллектив или стадо? О подмене понятий и вытекающей из этого тупости

Оглавление

В отечественном народном сознании «коллективизм» существует очень давно. Он появился гораздо раньше коммунистической пропаганды и уходит корнями в так называемый «общинный социализм», бытовавший у крепостных крестьян. Традиционно понятие «коллективизм» в нашей стране противопоставляется индивидуализму. Последний у нас принято считать идеологией «загнивающего капитализма», а значит – принципом глубоко ущербным и порочным. И вот тут происходит эпичная подмена понятий. На самом деле коллективизм – это всего лишь высшая форма индивидуализма.

Действительно, коллектив следует отличать от стада. А коллективное поведение – от стадного. И основополагающая разница заключается в том, знает ли данное общество, что человек прежде всего является личностью. Коллектив – это добровольное объединение личностей ради общего дела, выгодного каждому члену коллектива. А стадо – это сообщество индивидов, требующее «растворить» свою личность в некой безликой массе.

Чтобы состоять в коллективе, необходимо активизировать интеллект и отрешиться от эмоций. А стадо базируется на эмоциональных началах и требует подавления интеллекта. В стадо могут собираться и люди, и животные, однако составить коллектив могут только люди. Какие же признаки отличают стадо от коллектива?

-2

«Две большие разницы»

1. Прежде всего вступить в коллектив можно лишь добровольно и сознательно. Каждый участник данного сообщества знает, для чего он в него вступает, чем занимается коллектив и какие выгоды это может принести участнику.

В стадо же вступают по принципу «все побежали, и я побежал». Здесь руководят иррациональные побуждения: стремление быть «как все», желание поступать так, как «принято». Стадо также может быть составлено путём насилия (например, полиция сгоняет граждан на официальную демонстрацию под дулами автоматов), а также посредством веры: каждый участник уверен, что участие в сообществе чудесным образом принесёт ему какие-то «ништяки», но реальную деятельность сообщества он при этом не изучает.

Например, коллектив возникает на предприятии, ведь деятельность предприятия каждому работнику приносит доход (в виде зарплаты, процентов и т. д.). А вот совокупность патриотов в тоталитарном государстве – это стадо.

-3

2. Коллектив существует как временное явление, и это осознаётся его участниками. Рамки существования коллектива не всегда чётко определены; так, коллектив работников текстильной фабрики существует до тех пор, пока продукция предприятия пользуется спросом, а рабочие стабильно получают зарплату. Когда спрос на продукцию исчезает или на предприятии появляются какие-то нарушения, коллектив может прекратить существование (фабрика закроется, рабочих уволят или они сами уйдут на другие предприятия).

Стадо же осознаётся его участниками как постоянная формация. Нахождение в стаде и поддержание его существования расценивается как самоцель. Как правило, это не соответствует действительности: стадо тоже является временным явлением, и его внезапное расформирование повергает участников в шок. Так, в СССР пропаганда упорно твердила, что «советская власть незыблема», но в 1991 году коммунистическая империя прекратила своё существование; при этом убеждённые патриоты и коммунисты переживали это как вселенскую катастрофу.

-4

3. Из любого коллектива возможен свободный выход, с сохранением хороших отношений с теми, кто остался. Например, работник может уволиться с завода, если его не устраивает зарплата; любой участник рок-группы может покинуть её в любой момент.

А вот выход из стада обычно затруднён, а иногда совершенно невозможен. Участника, покинувшего стадо, остальные его члены начинают клеймить как предателя, они могут начать ему мстить, оскорблять его или совершенно прекращают с ним контактировать. В любой религиозной секте, например, всё происходит именно так.

-5

4. Каждый участник коллектива может пожертвовать каким-то небольшим благом ради общего дела, если в будущем общее дело принесёт ему гораздо большее благо. Например, три приятеля могут скинуться на бутылку пива, чтобы хорошо пообщаться и укрепить дружбу, обсудить какую-то важную проблему.

А вот жертвенность в стаде носит, скорее, ритуальный характер: от каждого члена стада требуется, чтобы он пожертвовал многим или вообще всем, при этом ничего реального взамен не предлагается. Почему я должен, «как и все вокруг», устраиваться на завод и работать на дядю за копейки, если я могу заниматься любимым делом и иметь с этого хороший доход?

5. В любом стаде существует вождь. А в любом коллективе вождя нет. Конечно, в коллективе обычно имеется лидер, руководитель, но его обязанности чисто организационные: он должен так наладить процесс работы, чтобы все участники коллектива получили то, ради чего они в него пришли. Доверие к лидеру в коллективе строится исключительно на интеллектуальных началах: все члены коллектива знают, что вот этот человек обладает хорошими организаторскими способностями, он специалист в заявленном деле и т. д. Лидер коллектива обычно выбирается на общем голосовании, притом на определённый срок. Если лидер не справляется со своими обязанностями, его смещают, а при необходимости применяют к нему и более суровые санкции.

Вождь в стаде иногда тоже выбирается на всеобщем голосовании, но даже в этом случае выборы носят эмоциональный характер. Вождь обычно имеет внешние признаки превосходства: высокий рост, большая физическая сила, громкий голос, наличие оружия и т. д. Доверие к вождю основывается на страхе, изумлении, обожествлении, а также на слепой вере в громогласные обещания.

Лидер коллектива имеет ограниченные полномочия и максимальную ответственность. Вождь в стаде обладает неограниченными полномочиями, он имеет право определять каждому участнику стада его роль и судьбу (например, любого из них может убить, изгнать, особо наградить и т. д.), при этом он не несёт никакой ответственности за свои действия.

Вождь стада может и не обладать внешними признаками превосходства, однако с помощью пропаганды он убеждает «овец», что эти признаки у него есть. Как в советское время изображали Ленина на плакатах и какими были его памятники? Его всегда изображали огромным, возвышающимся над всем миром, с огромной, властно вытянутой вперёд рукой и суровым, умным взором. В действительности Владимир Ленин был низкого роста, имел дефекты речи, в ранние годы был тихим, застенчивым и богобоязненным, а в зрелые годы жил в изгнании и большой нужде. Не менее величественно изображали и фигуру Сталина – при его невысоком росте, повреждённой руке, уголовно-бандитском прошлом и примитивном мышлении и характере.

-6

Если бы в СССР был настоящий коллективизм, надобности в подобных изображениях бы не возникало: руководителей страны уважали бы просто за их общественно полезный труд, независимо от внешних признаков. Но общественно полезной их деятельность можно было назвать с большой натяжкой, поэтому имела место обычная стадность, которая и заставляла изображать «вождей» с гипертрофированными внешними данными.

И что в итоге?

Таким образом, коллектив строится на взаимном уважении, учитывании интересов каждого участника, равенстве и открытости. В коллективе все являются личностями. В стаде же статус полноценной личности имеют лишь несколько его членов, а именно вождь и его ближайшие соратники; а остальные – некий «расходный материал», который непонятно по какой причине должен исполнять те или иные обязанности и отдавать всего себя «общему делу». В коллективе дивиденды с общего дела распределяются между всеми участниками, а в стаде результаты «общего дела» по преимуществу достаются вождю и его окружению.

Получается, что в нашей стране настоящего коллективизма не существовало, а то, что этим словом называлось, представляло собой банальную стадность. И для того, чтобы сформировать истинное коллективное сознание, российскому обществу необходимо пройти через некий промежуточный этап – развить чувство индивидуальности. Каждый из нас должен научиться отстаивать свою свободу, защищать своё личное пространство, определять свои склонности, заниматься саморазвитием; и только после этого можно обмениваться личным опытом ради пресловутого «общего дела». Без этого мы так и останемся стадом тупых баранов под руководством циничных вождей-беспредельщиков.

-7

Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉

Ещё статьи этого автора: