Осторожно! Спойлеры!
Посмотрела намедни фильм «Холоп». Хорошее, душевное кино с правильным в общем посылом, жизнеутверждающими семейными ценностями и стройным сценарием. Волшебное немного (особенно заметно ближе к финалу), но все равно время приятно провести можно.
И, знаете, задуматься и засомневаться, а все ли хорошо в нем с дидактической точки зрения, меня заставила только одна линия. Любовная. Есть девочка Лиза, есть мальчик Гриша.
Мальчик, в общем и целом, отвратительный тип. Эгоистичный, ленивый, инфантильный, заботящийся только о себе. Не гнушается подворовывать, всегда готов себя оправдать и всех купить. Мажор.
Девочка Лиза – милая и заботливая. Лошадок любит, романтичную погоду, а потом и мальчика любить начинает.
Мальчик заперт в психолого-педагогическом (и очень дорогом) эксперименте. И сначала он кажется совершенно неудачным. Мальчик мудаковат и не меняется, и только после того, как он заинтересовался девочкой, он начинает меняться в лучшую сторону. В конце даже совершает настоящий подвиг – отбивает возлюбленную у злобных то ли монголов, то ли татар.
И, знаете, сдается мне, что с дидактической точки зрения посыл «ему просто нужно было найти ту единственную» очень сомнительно. Вот честно, сколько женщин живет в домашнем рабстве у тирана, потому что без нее он пропадет? Сколько женщин тратит время на судаков (на букву «м»), потому что они «не такие уже плохие»? Сколько терпят, надеясь, что с ними плохой человек станет хорошим, все-все осознает и научится брать на себя ответственность?
И такого рода кино только культивируют и поддерживают опасное заблуждение, что взрослый, сформировавшийся человек может измениться. Надо только найти ключик. А ключик – та самая Красавица из сказки. Нужно только немножко «женской мудрости» ©, вагон терпения и времени. И из замухрышки выйдет принц.
Не выйдет. Взрослого самостоятельного человека невозможно изменить. По крайне мере, изнутри. Он может подстроиться под партнера, могут сгладиться острые углы, измениться внешнее проявление. Но ни ценностные ориентации, ни характер, ни темперамент ампутировать невозможно.
И да, сам по себе «меняемый» человек может измениться из великой страсти и подстроиться под требования возлюбленной. Но это все равно что сапоги обувать на два размера меньше. Вроде и красиво, вроде и ходить можно, но больно настолько, что рано или поздно их снимешь и выкинешь. Как и ту самую возлюбленную, ради которой пытался измениться.
Да, в фильме показано, что на дидактику и перевоспитание мальчика работает все – тут ему и демонстрация его же поведения со стороны, и ласковая работа кнутом, и ситуации морального выбора. Поэтому в нем и происходят перемены.
Но это не особенно заметно. Флагманом и причиной изменений остается главная героиня. Которая вся такая хорошая, сделала из чудовища принца. Только вот в жизни так не бывает. И об этом стоит помнить.